Автовладельцы со стажем помнят, что использование специальной охлаждающей жидкости не было само собой разумеющимся фактом. В летний период как средство охлаждения использовалась вода. Вода имеет массу достоинств — она дешева, обладает отличной теплопроводностью, безвредна для человека и животных. Моторы прошлого от воды не особенно страдали — широкие трубки массивных латунных радиаторов не так быстро забивались накипью, так что ездить “на воде” круглый год очень долго было обычным делом, главное — не забывать сливать ее в холода, ведь, превращаясь в лед, вода расширяется настолько сильно, что запросто может разрушить не только радиатор, но и блок цилиндров. На шоферском жаргоне это называется “разморозить” движок.
Летом, наоборот, вода активно испарялась, ее приходилось доливать, чтобы не “вскипятить” мотор. В общем, вы уже поняли — узкий рабочий диапазон — примерно от 0 до 100 градусов по Цельсию — один из основных недостатков воды, как охлаждающей жидкости. Что только ни добавляли в нее, чтобы его расширить! В конце позапрошлого — начале прошлого века в ход шел глицерин и даже мёд, но в основном воду разбавляли спиртом — как обычным, то есть этанолом, так и древесным — ядовитым метанолом.
Первая относительно удачная попытка добавить в воду хоть что-нибудь относится к 20-м годам прошлого века. Тогда ее разбавили глицерином в отношении примерно 1/3 и назвали - Антифризом. Дословный перевод с английского слова antifreeze означает что-то вроде «против образования льда».
Все современные автомобильные охлаждающие жидкости состоят из этиленгликоля, воды и присадок. Иногда вместо этиленгликоля применяют менее токсичный полипропиленгликоль, но такие антифризы распространены меньше из-за дороговизны полипропиленгликоля и худших теплоотводящих свойств. Базовые компоненты, вода и этиленгликоль, составляют 93 — 97% объема жидкости, остальное — присадки. Именно присадки определяют антикоррозионные и антикавитационные свойства антифриза, срок эксплуатации, стоимость. Именно по присадкам отличаются друг от друга антифризы разных компаний-производителей. У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок.
По присадкам выделяют четыре основных вида антифриза:
Неорганические — силикатные, с неорганическими ингибиторами. В качестве антикоррозийных присадок к этиленгликолевым антифризам используют неорганические вещества, чаще всего силикаты. Еще встречаются фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их различные комбинации.
Органические — карбоксилатные, с органическими ингибиторами. В качестве антикоррозийных присадок к этиленгликолевым антифризам используют органические карбоновые кислоты. Такие присадки еще называют карбоксилатными с органическими ингибиторами.
Гибридные. Присадки-ингибиторы коррозии в этих антифризах — смесь органических и неорганических веществ. То есть это этиленгликолевые антифризы с силикатными и карбоксилатными присадками.
Лобридные. В таких антифризах используют минеральные присадки, чаще всего соединения кремния. Это обеспечивает более высокую температуру кипения — до +135 °C — и больший срок службы.
Что означает цвет антифриза
Изначально этиленгликоль — бесцветная жидкость. Цвет антифризу придают различные красители, и он ничего не говорит от типе охлаждающей жидкости.
Антифриз окрашивают в различные цвета по нескольким причинам:
1. Цветную жидкость сложно спутать с водой или спиртом: неестественный яркий цвет — явно что-то химическое.
2. Удобно смотреть на уровень антифриза в расширительном бачке.
3. Легче найти утечку в системе охлаждения.
4. Проще понять, что антифриз отработал свой ресурс. Если он помутнел, потемнел, когда-то яркий цвет стал бледным — антифриз пора менять.
Возможность смешивать разные цвета зависит от того, насколько антифризы совместимы по составу. Если они идентичны, но у разных производителей использовались разные красители, то их можно смешать. На практике подобрать абсолютно одинаковые по химическому составу антифризы очень сложно.
Категорически нельзя доливать по принципу "желтое к желтому", а "зеленое к зеленому" — про цвет надо забыть! Охлаждающие жидкости одинакового цвета могут быть абсолютно разными и не допускается их смешивание. Напротив, один и тот же по составу антифриз может быть окрашен в разные цвета и продаваться под разными названиями.
Существует еще один миф касаемо цвета - то что он влияет на срок службы антифриза. Как мы уже говорили выше, цвет это всего лишь краситель и он никак не может повлиять на срок службы!
Классификация антифризов. G11, G12, G13
Среди всех национальных стандартов и классификаций наибольшее распространение получила внутренняя классификация антифризов от концерна Volkswagen. У них используются антифризы G11, G12, G12+, G12++ и G13.
G11 — силикатный этиленгликолевый антифриз, который образует защитную пленку на стенках системы охлаждения автомобиля. Эта пленка ухудшает теплообмен и работу системы. Если вовремя не заменить антифриз, защитная пленка разрушится и ее частицы засорят систему охлаждения. G11 проще производить, поэтому он дешевле, чем G12 и G13.
G12 — этиленгликолевый антифриз, который содержит карбоксилатные присадки. Они не создают сплошной пленки на стенках системы, а защищают только в тех местах, где началась коррозия. За счет этого теплообмен в системе лучше, чем с G11. Этот антифриз не предотвращает образование коррозии, а борется с уже начавшимися очагами. Срок службы антифриза G12 дольше, чем у G11.
G12+ и G12++ — этиленгликолевые антифризы с комбинацией присадок G11 и G12, то есть в них содержатся и силикатные, и карбоксилатные присадки.
G13 — антифриз на основе пропиленгликоля. Он считается экологически чистым и не таким вредным, как этиленгликолевые антифризы. Но его энергоэффективность ниже за счет добавления глицерина.
Как выбрать антифриз
Заливать в систему охлаждения автомобиля можно только антифриз рекомендованный производителем автомобиля. Компания производитель автомобиля хорошо знает материалы из которых состоит система охлаждения и рекомендует наиболее подходящий антифриз. Конкретная марка антифриза зависит от модели, двигателя и года выпуска автомобиля.
Долив антифриза
Если антифриза ушло совсем немного (не более 200 мл), то можно смело доливать дистиллированную воду (или простую фильтрованную, а не из под крана). Баланс присадок при этом заведомо не нарушится, а температура замерзания восстановится, поскольку мы фактически заменяем воду, испарившуюся из антифриза при возникновении избыточного давления.
Если нужно долить антифриз (более 200 мл), а какой был залит ранее неизвестно? Если ушло много охлаждающей жидкости, например при пробое радиатора, то рекомендуется полностью заменить антифриз. В противном случае существует метод проб и ошибок.
Нужно купить в магазине любой антифриз (покупайте с маркировкой G12 или G12+ — данные антифризы считаются универсальными) и попытаться смешать его с охлаждающей жидкостью из двигателя вашей машины. Если они подходят друг другу, то цвет и консистенция не изменятся, а если помутнел или осадок появился, то антифриз не подходит — нужно искать другой.
Как часто нужно менять антифриз
Антифризы имеют свой срок службы, по истечению которого нуждаются в замене.
Нарушение сроков замены антифриза может привести к выходу из строя деталей и узлов системы охлаждения двигателя автомобиля. Присадки, входящие в состав антифриза, со временем теряют свои свойства, в результате уменьшаются его антикоррозийные и защитные свойства, на стенках и каналах системы охлаждения появляются очаги коррозии и коррозийные отложения. Отложения в системе охлаждения забивают радиатор, повреждают термостат и насос охлаждающей жидкости (помпу), что приводит к необходимости дорогостоящего ремонта.
Сроки замены антифриза зависит от типа охлаждающей жидкости и указываются в рекомендациях производителя автомобиля.
§ Неорганические антифризы — замена каждые 1-2 года
§ Органические (карбоксилатные) антифризы — замена каждые 4-5 лет
§ Гибридные антифризы — замена каждые 3-4 года
§ Лобридные антифризы — замена каждые 10 лет
Производители указывают срок эксплуатации антифриза на этикетке на емкости с антифризом и в прилагаемой технической документации на сайте.
Всем удачи на дорогах!!!