Найти тему
Alterlit Creative Group™

Рецензия на сериал «Грызня» / «BEEF»: Дороги ярости

О новом сериале по сценарию Сонни Ли и его главной теме —немотивированной агрессии, написал Продолговатый ящик

Год: 2023
Страна: США
Жанр: Драма, комедия
Режиссура: Джейк Шрейер, Кийока Миядзаки, Сонни Ли
Сценарий: Сонни Ли
В ролях: Стивен Ян, Али Вонг, Патти Ясутаке, Мария Белло и другие.

Средний срок производства сериала занимает года два, а то и больше. Поэтому, когда нам кажется, что он снят на злобу дня, то создателям просто несказанно повезло. Это не только удача создателей, но и зрительское удовольствие. Куда приятнее быть вовлеченным в сюжет, будто попадающий в пульс времени.

Главной темой сериала «Грызня» стала немотивированная агрессия. Тема более чем актуальная. Фильмы подобной тематики мы уже видели. Не так давно выходил весьма созвучный по завязке «Неистовый» Деррика Борте. Не будем забывать и о фильме Джоэла Шумахера «С меня хватит!», где герой Майкла Дугласа слетает с катушек не благодаря своей брутальности, а по причине собственной никчемности. К этой теме подходили и более философски. В последней киноработе Майкла Макдоны «Банши Инишерина» этот вопрос соткан из страшных метафор безразличия на фоне гражданской войны. Но это фильм. Делать на подобной линии целый сериал — задачка. Тем не менее, сериал такой появился. И с ходу стал претендовать на звание лучшего сериального продукта года.

Завязка сериала очень проста и она прямо маскируется под комедию. На парковке магазина происходит небольшая стычка. Работяга Дэнни на своём старом «пикапе» и бизнесвумен Эми на своём новом внедорожнике не смогли разъехаться. Конфликт быстро перерастает в погоню, а потом ураганом пройдется по жизни обоих участников. Всё! Об этом весь сериал! Аттракциона не будет, потрясающих сознание откровений не будет, «вот это поворотов» — не будет. Сериал «Грызня» невозможно заспойлерить. Но ценность его не в сюжетной динамике.

-2

Основная тематика «Грызни», безусловно, социальная. Вопрос растущей пропасти между богатыми и бедными исследован с невероятного количества сторон. И исследован он мастерски: все развешанные ружья — выстреливают.

Эми богата и успешна. Однако её жизнь ей не принадлежит. Всё её время уходит на бизнес. Даже дочку вырастил муж, с которым у неё — ну, конечно — всё достаточно сложно. Она жаждет «вернуться в жизнь», для неё это первоочередная задача. К тому же, появляется неплохая возможность продать бизнес за несусветные миллионы. Дэнни, напротив, контролирует свою жизнь как в пошаговой стратегии. Но как-то всё тщетно. Классический неудачник, волевые решения которого приводят к катастрофам. Оттого люди его стараются обходить за квартал.

Зрители, тем не менее, симпатизируют именно ему. Уж очень снайперски попадают его неурядицы в измотанные сердца кинолюбителей. Вокруг все богаты и успешны, а Дэнни — «вот, что сейчас не так с миром?» — не может себя от дивана отодрать. Опускание ручонок и всепоглощающая апатия. Он мечтает прикупить домишко и перевезти родителей из Азии. Подать яркий пример младшему брату.

-3

Ни на минуту не стоит забывать, что «Грызня» это абсурдное произведение. Эми — чересчур успешна. Дэнни — сверхнеудачник. Сделано это для правильного ощущения проекта зрителем. А ощущать нужно грядущую катастрофу. Сериал задумывался как максимально дискомфортный. Таковым он и получился. Из всех персонажей положительный один — четырёхлетняя девочка. Но и она порой начинает косплеить Омена.

Эми и Дэнни на грани взрыва. Каждый по своей причине. Именно дорожная стычка этот самый взрыв и детонирует. Герои превращаются в невыносимых подростков, которые так и норовят выплеснуть всю свою ярость на незнакомого человека. При этом никто из них не злодей — «неча на зеркало пенять». Никакого четко выверенного плана у героев, на радость зрителю, нет. Поступки их хаотичны и взращены эмоциями. Что постоянно приводит к ещё более яростным разборкам. Следить за этим — отдельное удовольствие. Тут заслуга в исполнителях.

-4

Эми сыграла популярная стендап-комикесса Али Вонг. А Дэнни — заслуженный ветеран «Ходячих мертвецов» Стивен Ян. Взрывоопасный дуэтик. Так и задумывалось.

Азиатский каст «Грызни» не дань толерантной повесточке. Тема внутренней пустоты и одиночества хорошо уживается с кризисом национальной идентичности основных персонажей повествования, каждый из которых вырос в семье иммигрантов. Их родители пожертвовали всем, чтобы их чада жили в «лучшем мире». Но дети не хотят мира. Они просто хотят быть счастливыми. И не могут. Не получается.

«Грызня» не разудалая комедия, где герои всю дорогу будут лупцевать другу дружка в духе Тома и Джерри. Это драма о семье. После второго эпизода герои вообще разойдутся и не встретятся вплоть до финала. Всё это время будут заряжаться ружья и расставляться фигуры на доске сюжета. Из-за каждого угла выглядывают детские травмы и проблемы родительства. Когда история о семейных распрях написана и поставлена чертовски хорошо, наблюдать за ней — удовольствие.

«Грызня» это как хорошее вино — далеко не для всех. В этот сериал нужно вникать, следить за всякой деталью. Рассматривать как картину в галерее. Только тогда можно будет проникнуться всей красотой этого произведения. В конце концов, это сериал о том, как мы все одиноки. Несмотря на то, что постоянно окружены другими людьми. Нужно ли это обычному зрителю, делающему ставку на лёгкое зрелище?

-5

Этот и другие обзоры на портале Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.