Найти тему
Искра Кунгур Сайт

Настоящий мужчина: участковый из Сосновки

Старший лейтенант полиции МО МВД России «Кунгурский» Алексей Петров
Старший лейтенант полиции МО МВД России «Кунгурский» Алексей Петров

Старший лейтенант полиции Алексей Петров не может пожаловаться на скучную службу. В прошлом инспектор ГИБДД, а ныне - участковый уполномоченный, Алексей задерживал пьяных нарушителей, получал на службе пулевое ранение, выносил человека из горящего дома… При этом он не утратил оптимизма и верит, что его работа нужна людям.

При знакомстве со старшим участковым Петровым первое впечатление - это человек-улыбка. Высокий, крепкий тридцатилетний парень лучится добродушием, любит пошутить, но в то же время по-крестьянски рассудителен. О себе и о своей работе Алексей Павлович рассказывает как о чём-то само собой разумеющемся. Красок не сгущает, но и ничего не приукрашивает.

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…

- Родился я в селе Сосновка Берёзовского района, - говорит Алексей. - Село маленькое и тихое - двести человек населения, четыре улицы, школа, Христорождественский храм. Моя мама Ирина Васильевна - учитель химии и биологии. Младший брат Сергей работает в Перми, он помощник машиниста на электропоезде «Ласточка». Отец Павел Леонидович - ветеран МВД в отставке, работал помощником начальника, оперативным дежурным. Родной брат отца и мой дядя - Михаил Леонидович - тоже служит в полиции. Был оперативником, потом нёс службу в отделе участковых, а в данное время работает в пермском отделе по вопросам миграции.

Окончив в Берёзовке среднюю школу, Алексей поступил в Кунгурский автотранспортный колледж. В 2012-2013 годах служил в армии - город Кяхта, республика Бурятия, артиллерийские войска. По военной специальности он командир 100-миллиметрового орудия МТ-12 «Рапира».

- В 2013 году пришёл из армии, - вспоминает Алексей. - Отдохнул буквально две недели и решил попробовать поступить на службу в полицию по примеру отца и дяди Миши. От службы в правоохранительных органах отец меня не отговаривал, но и не понуждал. Хочешь идти в полицию, сын? Поехали в отдел кадров! После прохождения всех необходимых комиссий в декабре того же года я был принят в Берёзовское отделение ГИБДД инспектором ДПС.

Отделение ГАИ в Берёзовке небольшое, всего несколько сотрудников. На весь район в течение суток дежурит один автомобильный патруль, зато площадь района внушительная, поэтому рассиживаться некогда. Через Берёзовский район проходит оживлённая автомобильная трасса Кунгур-Соликамск, да и внутренних поселковых дорог предостаточно.

ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЁМ

10 мая 2018 года инспектор Алексей Петров с напарником дежурил на автодороге Берёзовка-Тулумбасы. Стоя на сельской дороге, сотрудники даже не предполагали, что после сегодняшнего дежурства они оба попадут в больницу, а потом - во все новостные сводки СМИ.

Остановили для проверки легковую «Хонду». За рулём - мужчина. Трезвый. Алексей видел его раньше, мельком знал в лицо, ничего криминального за этим гражданином вроде не водилось. Но когда сотрудники пробили «Хонду» по базе, то сначала оказалось, что на авто нет страховки. Затем выяснилось, что водитель лишён прав.

Тут всё и началось. Едва полицейские попросили водителя выйти из машины, тот ударил по педали газа и попытался скрыться. Патрульные бросились вдогонку и преследовали «Хонду» около 30 километров - до деревни Мачино-2. Разогнаться по гравийной и ухабистой дороге не удавалось. Сотовая связь в тех местах не ловит, но инспекторы успели сообщить в отдел, что висят на хвосте у нарушителя. Доехав до деревни Мачино, беглец бросил машину и забежал в жилище. Оттуда выскочила его сожительница и начала уверять полицейских, что её муж чист и безгрешен.

Дальше Алексей рассказывает:

- Я стою напротив женщины, за спиной патрульная машина, впереди - дом. Из надворных построек выходит этот «гонщик» с пневматической винтовкой наизготовку. Каким-то чутьём я понял, что он сейчас выстрелит. Шагнул в сторону, поднял левую руку, чтобы защититься. Табельное оружие из кобуры я в тот момент не доставал, хотя потом на суде преступник заявил, будто я намеревался выхватить пистолет, и он якобы только «защищался».

СВИНЦОВЫЙ «ГРИБ»

Прозвучал выстрел. Алексей почувствовал, как что-то обожгло шею. Упал на землю, внезапно отнялась левая рука. Преступник успел ещё дважды выстрелить в напарника Алексея - одна пуля попала второму полицейскому в предплечье (к счастью, не задев важные сосуды или кость), другая застряла в плече утеплённой куртки.

Позже экспертиза выяснила, что пневматическое ружьё было непростое. Хозяин самовольно изменил его конструкцию, увеличив огневую мощь, и свинцовые пули в форме «грибка» калибра 6.35 стали отнюдь не безобидными.

- Напарник вступил с ним в борьбу, - рассказывает Алексей Петров. - В итоге ружьё преступник бросил и убежал во двор. Я было поднялся и хотел идти по следам, но понял, что вояка из меня никакой: левая рука висит плетью, совсем перестала слушаться. Пистолет вытащил, а патрон дослать в патронник одной рукой не получается. Мне вызвали «скорую». Сожительница бандита залепила мне рану на шее пластырем.

Вскоре хозяин «Хонды» опять вернулся из дома, на этот раз вооружённый топором, но Алексей всё-таки умудрился поставить пистолет на боевой взвод и предупредил, что шутки кончились. Сейчас пойдёт стрельба на поражение! Из-за раны в шею голос у инспектора Петрова почти пропал, горло распухло началось внутреннее кровотечение.

ОПЕРАЦИОННЫЙ СТОЛ

Больше хозяин скрыться не пытался, но и топор не выпускал. Подоспели полицейские из Берёзовки, приехали медики на «скорой». Обоих раненых инспекторов повезли в Кунгурскую больницу. На шею Алексею надели специальный воротник, однако он сильно мешал. Тогда воротник сняли и фельдшер «скорой» всю дорогу поддерживала ему голову руками.

- Из Перми в Кунгур срочно прилетели хирурги, в половине первого ночи меня положили на операционный стол, - говорит Алексей Павлович. - Операция длилась четыре часа. Выяснилось, что свинцовая пуля уткнулась в шейный позвонок, повредила его и раздробилась на мелкие части. Через полтора месяца мне провели вторую операцию - удаляли металлические фрагменты из плеча, поскольку левая рука никак не приходила в норму. А голос у меня восстановился только через год после ранения. Но, как говорится, всё могло обернуться гораздо хуже.

Стрельбу в деревне Мачино квалифицировали по статье 317 УК РФ - «посягательство на жизнь сотрудника полиции». От судебно-психиатрической экспертизы преступник-стрелок отказался и потребовал, чтобы его дело рассматривал суд присяжных. Есть у подсудимых такое право.

Возможно, бандит надеялся на снисхождение присяжных, но его надежды не оправдались. Большинством голосов присяжные постановили, что никакого снисхождения этот человек не заслуживает, и вынесли приговор: пятнадцать лет колонии строгого режима.

ОН ВОЗВРАЩАЕТСЯ!

- К службе я вернулся только в сентябре того года, всё лето проведя на больничном и в отпуске, - говорит Алексей. - В день ранения по Берёзовке ползли самые разные слухи. Кто-то с перепугу утверждал, будто я погиб на месте, меня чуть не «похоронили» заочно, мои родители были в панике, женщины в отделе плакали. Но я «воскрес» и вернулся в строй.

Спустя два года Алексей Петров переводится из ГИБДД в службу участковых уполномоченных. Его административным участком становится то самое село Сосновка - малая родина Алексея, где он вырос и жил до переезда в Берёзовку. Кроме Сосновки в административный участок входят населённые пункты Сая, Туясы, Бартым, Копчиково. Общее население около тысячи человек, по местным меркам это не самый маленький участок.

- После армии я потихоньку выстроил себе дом в Берёзовке, поселился отдельно, - говорит Алексей. - Хозяйки в моём доме пока нет, живу один, даже огородик держу, хотя времени вечно не хватает. А мои папа и мама по-прежнему живут в Сосновке, от райцентра километров 15. Вижу их практически каждый день, приезжая на свой участок. Я там вырос, знаю в округе каждого человека, каждое дерево с закрытыми глазами найду. В моей работе это очень полезно. Правда, помимо своего участка периодически приходится вести ещё один-два - сказывается некомплект в штате УУП, да и коллеги иногда уходят кто в отпуск, кто на больничный. В конце прошлого года на моём попечении оставалось целых четыре территории.

ЛЕСТНИЦА В ДЫМУ

В один из обычных дней 2021 года Алексей заступил на дежурство, вышел из Берёзовского отдела, собрался ехать заправлять служебную машину - и увидел неподалёку дым. Горел двухэтажный деревянный жилой дом.

- Этот дом я знал, там жил один из наших подучётных, - говорит старший участковый Петров. - Образ жизни он вёл далеко не ангельский, выпивал, водил к себе подозрительные компании. Его квартира располагалась на втором этаже. Подъезжаю к дому. Вижу, что на первом этаже хозяев дома нет, квартиры заперты, а горит лестничная клетка на второй этаж, там был разбросан всякий хлам. Дыма много, но дышать ещё можно. Поднимаюсь по лестнице, понимаю, что квартира заперта изнутри на крючок. Значит, хозяин дома. Срываю дверь с крючка, пытаюсь разбудить хозяина, а он с утра уже изрядно выпил, идти не может, ничего не понимает.

Хорошо, что природа не обделила Алексея Петрова силой и комплекцией. Полицейский взвалил погорельца на плечо, спустился по горящей лестнице и передал медикам. Самое забавное, что пьяный жилец даже не понял, что его спасли. Едва пожарные потушили пламя, как он спокойно поднялся к себе… и снова лёг спать! Словно и не заметил той суматохи, которая произошла из-за его неосторожного курения на лестнице.

За этот отважный поступок Алексею Петрову в День пожарной охраны, 30 апреля, вручили медаль «За содружество во имя спасения» в Главном управлении МЧС по Пермскому краю.

ИДТИ ПО ГРАНИ

Начав работать в полиции, Алексей Петров заочно получил высшее юридическое образование. Любит волейбол, рыбалку, а в последние годы - охоту. Как он признаётся, на природе легче всего отвлечься от рутины, перезагрузиться. На время забыть о ежедневных запарках, посмотреть на мир на со стороны.

- В службе сельского участкового всяких дел хватает. Есть у нас и ранее судимые жители, и граждане бывших союзных республик, и бытовые дебоширы, - добавляет Алексей. - До сих пор ловлю себя на том, что мыслю, как инспектор ГАИ, особенно если приходится ловить нетрезвых водителей. Но инспектор ГИБДД работает с напарником, а участковый уполномоченный - в одиночку. Когда видишь перед собой пьяного или непредсказуемого человека, надо поймать ту тонкую грань, чтоб не спровоцировать конфликт, и в то же время слабаком не показаться. В основном работаешь методом убеждения, однако и физическая сила придаёт уверенности в себе.

По наблюдениям Алексея, участковых люди благодарят чаще. В бытность инспектором ГИБДД он слышал «спасибо» гораздо реже.

- Желания менять службу участковых на какую-либо другую не испытываю, - говорит Алексей Петров. - Прыгать с места на место не хочу. Интересно во всё вникать, перенимать опыт от других сотрудников со стажем. Задача у меня одна: обеспечивать порядок на участке. Чтобы люди знали, что я поблизости и ко мне можно в любой момент обратиться. Чтобы взрослые спокойно занимались своими делами, а дети - играли и учились. Это самое главное.

Дмитрий Спиридонов

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru