Найти тему
Системы безопасности

Оснащение образовательных учреждений инженерно-техническими средствами охраны

Организационные проблемы и пути их решения

Рассмотрим некоторые проблемы обеспечения образовательных учреждения комплексом инженерно-технических средств охраны, такие как недофинансирование и недостаточная квалификация специалистов по безопасности. К чему они приводят на практике? Какие есть способы нивелирования этих проблем?

Степан Сенчихин
Независимый эксперт

Говоря о современном образовании, мы чаще всего задумываемся о его доступности и качестве. Если доступность оценивается по отдаленности от места жительства и стоимости образовательных услуг, то критериями качества для нас в первую очередь выступают опыт и квалификация преподавательского состава, наличие учебно-методической базы и обеспечение комфортными классами (аудиториями) для проведения занятий. Часто ли в современных условиях потребители образовательных услуг задаются вопросом выполнения учреждением требований безопасности?

Оснащение образовательных учреждений (ОУ) системами контроля и управления доступом, видеонаблюдения, с интегрированными в них противопожарными инструментами, в большей степени является требованием контрольно-надзорных органов, чем желанием потребителей образовательных услуг. Нередки случаи, когда реализация мер пропускного режима в образовательном учреждении становится раздражающим элементом для обучающихся и сотрудников.

Нормативное регулирование вопросов оснащения инженерно-техническими средствами охраны

Система антитеррористической защищенности любого образовательного учреждения строится на основе документа "паспорт безопасности".
Паспорта подготавливаются на основе общих требований, утвержденных Правительством России, в их числе:

  • постановление Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 14211 (требования по учреждениям науки и высшего образования);
  • постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 10062 (требования по учреждениям среднего общего и среднего профессионального образования).

Кроме того, при составлении паспортов учитываются рекомендации профильных ведомств, например Росгвардии, по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО) социально значимых объектов3. Составление самого паспорта осуществляется на основе проведенного категорирования – процесса, осуществляемого с привлечением представителей различных правоохранительных и контролирующих органов публичной власти.

ИТСО представляют собой комплекс взаимосвязанных средств, обеспечивающих безопасное функционирование объекта, сохранность имущества, информации и здоровья персонала и посетителей объекта, а также предоставляющих необходимую информацию о состоянии безопасности объекта, позволяющую оперативно принимать меры по предотвращению нештатных ситуаций и ликвидации их последствий. Сюда входит система контроля и управления доступом, система видеонаблюдения, охранная сигнализация и система охранного освещения.

Основные проблемы оборудования образовательных учреждений ИТСО

На этапе планирования и реализации мер, предусмотренных нормативными правовыми актами и локальными паспортами безопасности, возникает ряд сложностей, основными источниками которых традиционно являются недофинансирование и недостаточная квалификация специалистов. На практике названные проблемы проявляются в следующем.

Погрешности при проектировании ИТСО

Проектирование подобных систем, учитывая их специфику, не свойственную для образовательных учреждений, традиционно отдается на откуп сторонним организациям. Однако для правильного составления технического задания необходимо знать или хотя бы иметь представление о логике взаимодействия ИТСО с техническими коммуникациями зданий. Для упрощения обязательств по выполнению требований антитеррористической защищенности ОУ могут отдавать на откуп проектным организациям не только проект, но и оформление технического задания для него.

Разумеется, такой подход влечет создание конечного проекта, выгодного скорее проектной организации, а не образовательному учреждению. Даже в том случае, если предположить ответственный и добросовестный подход потенциальной проектной организации, то правильно ли возлагать на нее сбор всех предварительных данных? Например, весьма трудоемким является точный расчет средней проходимости на каждом входе больших университетских кампусов, с учетом изменений в различное время года. А ведь от этого зависит выбор конкретного исполнительного устройства (турникета).

Изначально неверные данные могут повлечь приобретение необоснованно дорого устройства либо заведомо не способного справиться с человеческим потоком – оно выйдет из строя до истечения расчетного цикла эксплуатации.

Недостаточный контроль на этапе монтажа и ввода в эксплуатацию ИТСО

Учитывая, что основная масса образовательных учреждений является государственными или муниципальными, оборудование ИТСО приобретается путем проведения конкурентных закупочных процедур, где основным критерием выступает наименьшая цена. На данном этапе максимально раскрывается совокупность фактора недостатка квалификации специалистов (приведших к наличию проекта, не соответствующего всем необходимым критериям) с недофинансированием, выраженным в экономии средств при проведении конкурентной процедуры.

В ходе монтажа систем ИТСО также возникает множество ситуаций, связанных с необходимостью обладания специализированными знаниями. Так, могут всплывать нестыковки проекта и фактического расположения технических коммуникаций. Данные разногласия между технической документацией и фактом, в зависимости от их критичности, могут приводить к приостановке или невозможности реализации проектных решений. В такой ситуации принятие решений о способах преодоления возникших сложностей должно вырабатываться и оцениваться квалифицированными специалистами. В то же время любое внесение изменений в проектные решения должно осуществляться без вреда для работоспособности системы и без нарушения нормативных требований.

На этапе приемки работ важно оценить работоспособность системы и соответствие ее всем заявленным качественным составляющим. Для того чтобы обеспечить контроль качества, образовательные учреждения обязывают подрядную организацию получить соответствующее экспертное заключение. Однако, как показывает практика, экспертные организации часто дают такие заключения без реальной проверки смонтированной системы на месте. Стоит отметить, что приемку работ в масштабных университетских кампусах не всегда представляется возможным осуществить качественно своими силами даже при наличии у специалистов ОУ необходимой квалификации из-за их малого количества.

Недостаточная разъяснительная работа с потребителями образовательных услуг

Данный пункт подразумевает в первую очередь низкую квалификацию специалистов по безопасности, но не в контексте инженерно-технических знаний, а в области проведения обучения в контакте с обучающимися, их законными представителями и работниками ОУ. Противодействие большинству террористических и общекриминальных угроз практически невозможно, если полагаться только на ИТСО. необходима системная комплексная работа по воспитанию своеобразной гигиены в области безопасности. Рассмотрим основные группы недостатков в проводимом обучении.

1. Организация порядка функционирования системы безопасности.
Обеспечение мер безопасности не всегда может осознаваться обучающимися и работниками ОУ на интуитивном уровне. Неформализованная и доходчивая разъяснительная работа – залог понимания и исполнения основных принципов работы комплекса ИТСО.

Например, в области обеспечения пропускного режима имеется необходимость выстраивания четкого и понятного алгоритма действий, размытость которого влечет недопонимания и необоснованный дискомфорт. Так, на практике определенное недопонимание вызывает необходимость фиксации не только входящих, но и выходящих из учреждения лиц. Разумеется, данные меры необходимы не только для учета времени нахождения в ОУ обучающегося (может быть полезным при поиске пропавших обучающихся), но также и с позиции последнего рубежа контроля законности нахождения любого посетителя в ОУ. Однако работники и обучающиеся ОУ, ленясь выполнить требования по своей идентификации, могут обратиться к сотрудникам охраны с просьбой выпустить их без надлежащего выполнения требований пропускного режима. Может ли ИТСО эффективно выполнять свое назначение, если оно в полной мере не воспринимается и не осознается работниками и обучающимися? Думается, ответ очевиден.

2. Меры личной и коллективной безопасности.
Резонансные события, такие как нападение на гимназию № 175 в Казани 11 мая 2021 г. и массовое убийство в Пермском государственном университете 20 сентября 2021 г., показывают критическую необходимость реального обучения практико-ориентированным мерам безопасности.

Вместе с тем, к сожалению, отмечается очевидный формализм в деятельности специалистов по безопасности при обучении мерам безопасности. Например, одним из требований при обеспечении антикриминальной и антитеррористической защищенности ОУ является проведение соответствующих учений. Однако зачастую для экономии времени и организационных усилий подобные учения проводятся по шаблонам или одновременно с учениями по пожарной тревоге. Стоит ли говорить, что многие алгоритмы действий во время пожара попросту не совпадают, а в некоторых случаях и противоречат действиям персонала в случаях нападения на ОУ.

3. Неиспользование полного объема возможностей комплекса ИТСО. Нормативные требования, предъявляемые к оборудованию ОУ комплексом ИТСО, являются необходимым минимумом, а не призыву к полноценному использованию всего возможного потенциала таких средств для обеспечения безопасности. В результате этого вместо оптимального использования финансовых средств возникает обратная ситуация: системная безопасность заменяется латанием дыр. Образовательные учреждения ограничиваются установкой СКУД и систем видеонаблюдения на входных группах. Кроме того, видеонаблюдение может устанавливаться по периметру и в коридорах ОУ, частично контролируя внешнее и внутреннее пространство. Очевидно, что данные меры не могут в полной мере отвечать всем вызовам при нападении на учреждения.

Пути решения проблем

Многие из вышеобозначенных проблем носят организационный характер и требуют в первую очередь наличия в данной сфере достаточного количества квалифицированных специалистов.

С другой стороны, невозможно обеспечить образовательные учреждения всем комплексом ИТСО без эффективного и взвешенного использования финансового ресурса. Автором последовательно отстаивается позиция относительно необходимости включения критерия безопасности образовательного процесса как одного из ключевых при оценке эффективности деятельности ОУ4. В этом может помочь зарубежный опыт по обязыванию вузов публиковать ежегодные отчеты по безопасности.

В качестве примера можно привести зарубежный опыт регулирования в данной сфере. Стоит отметить закон Клери (Clery Act), принятый в СШа после изнасилования и убийства в общежитии университета 19-летней студентки Дж. Клери в 1986 г. Закон Клери входит в единую систему раскрытия информации вузами, получающими государственную поддержку.

Система раскрытия информации обязательна для каждого университета и колледжа, участвующего в федеральных программах финансовой помощи. Данные положения американского законодательства обязывают такие образовательные учреждения предавать гласности, наряду с иной информацией, данные о политике безопасности университетского городка, статистике преступности в университетском городке, состоянии пожарной безопасности5. За нарушение указанного закона предусмотрены существенные санкции, от значительных штрафов до лишения государственного финансирования.

Заключение

Недофинансирование сферы безопасности связано с восприятием руководством ОУ данной сферы как второстепенной, поскольку она не является одним из критериев эффективности управления учреждением или критерием качества образовательной услуги. Рассмотренные в настоящей статье сложности при оборудовании образовательных учреждений ИТСО и способы решения, безусловно, не являются исчерпывающими. Возможным видится рассмотреть специфику организационных проблем при реализации инженерно-технических решений в каждой категории ОУ (ВУЗ, СУЗ, школа). Однако думается, что выявленные закономерности могут являться базисом для дальнейших подобных исследований.

1 Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС "Консультант Плюс".

2 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (с изменениями и дополнениями).

3 Официальный сайт Росгвардии. URL: https://rosguard.gov.ru/page/index/rekomendacii-po-oborudovaniyu-inzhenernotexnicheskimi-sredstvami-oxrany -socialno-znachimyx-obektov (дата обращения: 23.04.2023).

4 Сенчихин С.П. Организационные проблемы обеспечения безопасности в образовательных учреждениях и пути их решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-problemy-obespecheniya-bezopasnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyahi-puti-ih-resheniya (дата обращения: 23.04.2023).

5 Кодекс США (Title 20, Chapter 28, Subchapter IV, Part G, § 1092) // Официальный сайт The Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/20/1092

Оригинал публикации >>

Фото: pxhere.com