Найти в Дзене
Валерия.К

Отпуск 2022. Мечты сбываются. Фокино – Новосибирск – Алтай – Новосибирск – Братск - Фокино (продолжение)

начало https://dzen.ru/a/ZKIXTpOaYBqN5tjD?share_to=link Чуть выше, на противоположной стороне от дороги, есть тропинка, ведущая к фрагменту старого Чуйского тракта (его неоднократно перестраивали, стремясь сделать менее опасным и удобным для проезда), там, на исторической кладке, укреплявшей дорогу, установлена памятная плита. Так как с машиной были проблемы и не известно, сколько бы ушло времени на устранение неисправности, мы решили остановиться на базе отдыха. Практически единственной работающей в Акташе в конце мая базой была «Ирбис». Сняв домик и отцепив свою «квартирку», мы двинулись по Акташу в поисках специалиста. Намотав по поселку не один километр, мы выяснили, что полетел стартер. Найти стартер на японскую машину 1997 года выпуска с двигателем TD42 в Горном Алтае практически вдали от цивилизации – это та еще история. Местные сказали, что сделать это можно не быстрее, чем в течение месяца. Спасибо нашим новосибирским друзьям. Стартер они нашли в Горно-Алтайске (400 км от Акта

начало https://dzen.ru/a/ZKIXTpOaYBqN5tjD?share_to=link

Чуть выше, на противоположной стороне от дороги, есть тропинка, ведущая к фрагменту старого Чуйского тракта (его неоднократно перестраивали, стремясь сделать менее опасным и удобным для проезда), там, на исторической кладке, укреплявшей дорогу, установлена памятная плита.

Часть старого Чуйского тракта
Часть старого Чуйского тракта
-3
Памятник коренным жителям Алтая
Памятник коренным жителям Алтая
-5
Чуйский тракт
Чуйский тракт

Так как с машиной были проблемы и не известно, сколько бы ушло времени на устранение неисправности, мы решили остановиться на базе отдыха. Практически единственной работающей в Акташе в конце мая базой была «Ирбис».

-7

Сняв домик и отцепив свою «квартирку», мы двинулись по Акташу в поисках специалиста. Намотав по поселку не один километр, мы выяснили, что полетел стартер. Найти стартер на японскую машину 1997 года выпуска с двигателем TD42 в Горном Алтае практически вдали от цивилизации – это та еще история. Местные сказали, что сделать это можно не быстрее, чем в течение месяца. Спасибо нашим новосибирским друзьям. Стартер они нашли в Горно-Алтайске (400 км от Акташа) в магазине AVTO-LAND. Китайский аналог. Оставалось только доставить его в Акташ и поставить. Большое спасибо сотрудникам магазина! Нам не только доставили стартер на следующий день, причем совершенно бесплатно, но еще нашли специалиста, который его установил. В течение всего процесса: от покупки до запуска двигателя сотрудник магазина постоянно звонил и справлялся о результатах. Получили – не получили, нашли мастера – не нашли мастера, установили – не установили, завели – не завели. Причем, он сам нам и нашел мастера в Акташе, так как наши поиски успехом не увенчались. Всего непредвиденная задержка в пути у нас составила 48 часов.

Можно было выдвигаться в сторону Кату-Ярык.

-8

Часть 3. Алтай. Кату-Ярык, Чулышман

Перевал Кату-Ярык находится в стороне от оживленного Чуйского тракта. От Акташа дорога ведет через Красные ворота в п. Улаган – административный центр Улаганского района и дальше по автодороге Балыктуюль - Балыкча.

В Улагане в местном магазине сети «Мария Ра» купили замечательные курочки-гриль. Рекомендую! Если будете в этих местах, обязательно зайдите в магазин и купите курочек-гриль. Не пожалеете!

У Красных ворот
У Красных ворот

Красные ворота – природный памятник Горного Алтая. Расположены в Улаганском районе на стыке двух хребтов Курайского и Айгулакского. У подножия течет маленькая, но очень сильная горная речка Чибитка.

Достопримечательность приобрела свое название из-за цвета. В солнечный день скалы приобретают яркий розовато-красный оттенок. Связано это с обилием содержания в камне магматических пород с высоким содержанием киновари – ртутного минерала красноватого цвета. Ворота являются делом рук человеческих. Раньше дорога через Айгулакский хребет была крайне опасна и не доступна для транспорта. При строительстве новой дороги проводились взрывные работы, участок был расчищен. Сейчас Красным воротам присвоен статус памятника природы Республики Алтай.

Красные ворота
Красные ворота
Пейзажи, которые нас окружают. Остановились полюбоваться.
Пейзажи, которые нас окружают. Остановились полюбоваться.
-12

По дороге к перевалу расположен еще один памятник археологии Пазырыкские курганы.

-13

Пазырыкская культура во многом уникальна. А одноименные курганы и другие памятники археологии, обнаруженные в нескольких километрах от села Балыктуюль, — это неиссякаемый источник знаний о кочевых племенах Горного Алтая, живших в этих местах с V по II века до н. э.

Древний народ скифского времени выбрал эту местность для погребения своих усопших и назвал урочище Пазырык (с тувинского переводится как «курган»). Могильники окружены горными хребтами, вдали видно снежные шапки гор и огромные столетние лиственницы.

-14
-15

Посетить это место стоит, чтобы прочувствовать дух двухтысячелетней истории и полюбоваться роскошными панорамами Алтайских гор.

Природа на всем протяжении пути не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника.

-16

То и дело дорогу перебегают сурки, зайцы. Постоянно встречаются стада коров, табуны лошадей, отары овец. Животные чистые и ухоженные. Животные дети смотрятся, как плюшевые игрушки.

-17
-18

И вот мы достигли главной цели нашего путешествия. Мы – на смотровой площадке перевала Кату-Ярык. Одно дело листать в интернете фотографии и читать чужие отчеты и совсем другое самостоятельно любоваться серпантином перевала и окружающей природой.

-19
-20

Погуляв и вдоволь нафотографировавшись, мы начинаем спускаться в долину Чулышман.

-21

На настоящий момент это единственный путь к южной окраине Телецкого озера.

В 2021 году началось строительство нового спуска в долину, который начинается левее действующего перевала. Протяженность будущей дороги составит 6,8 км, на ней устроят 11 петель серпантина, которые станут намного безопаснее. Повороты расширят — это позволит встречным автомобилям без труда разъехаться на сложных участках горного перевала. На всем протяжении проезжей части устроят облегченный тип покрытия из органо-минеральной смеси.

Перевал Кату-Ярык - возможно самый сложный и опасный перевал Горного Алтая. Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Местами есть удобные «карманы».

Высота у подножия (поворот на базы) — 685 м над ур. м., у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой площадкой — 1200 м над ур. м.

На плакате, установленном перед спуском, указана цифра 800 метров.

Наш спуск занял 22 минуты. На перевале нас уверенно обгоняли «местные».

-22
-23

Долина Чулышман встретила нас базами отдыха и строительной техникой. Берег реки густо застроен базами отдыха. Свободные спуски к реке для «дикого» отдыха отсутствуют. Сама долина практически полностью ушла под строительство новой дороги. Дорога нужна, но утрачена самобытность Чулышмана, ее девственность.

-24
-25
-26
-27

Подвесной мост через р. Чулышман. Был построен впервые в 1980 году по инициативе заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР, директора совхоза «Советский Алтай» Санаа Арсентия Васильевича.

Пока Андрей Григорьевич беседовал с местным перевозчиком, катающим туристов, я пробежалась по мосту и сделала несколько фоток. С той стороны реки – благодать, шумит река Чулышман, жужжат насекомые… Уходить не хотелось.

-28
Подвесной мост через р. Чулышман
Подвесной мост через р. Чулышман

Путь наш лежал к Каменным грибам. Прямо напротив природного памятника расположена база отдыха с одноименным названием. Там мы и остановились. Домик снимать не стали. У нас есть своя замечательная «квартирка».

На базе есть столовая можно прийти приготовить себе поесть или за отдельную договориться с хозяйкой базы, чтобы вам что-то приготовили. Есть уличные раковины: сразу вспомнилось пионерское детство и пионерский лагерь J. Душ летний для «моржей». Вода в душ поступает прямиком из горной речушки.

Продуктами мы предусмотрительно запаслись в Акташе в уже знакомом нам магазине «Мария Ра». Кстати, в долине автозаправочных станций нет. Этот момент надо иметь ввиду, если планируете посмотреть местные красоты. На пути Акташ – Кату-Ярык АЗС есть только в Улагане, а это 44 км до перевала и покататься по долине Чулышман до южного берега Телецкого озера порядка 100 км в одну сторону по пересеченной местности. Да и спуск-подъем по перевалу съедает топливо.

-30
-31

Бонусом были великолепные виды на реку Чулышман и Урочище Аккурум.

-32
-33

Продолжение по ссылке https://dzen.ru/a/ZKJVnwLzxRIZ3C9_?share_to=link