начало https://dzen.ru/a/ZKIXTpOaYBqN5tjD?share_to=link
Чуть выше, на противоположной стороне от дороги, есть тропинка, ведущая к фрагменту старого Чуйского тракта (его неоднократно перестраивали, стремясь сделать менее опасным и удобным для проезда), там, на исторической кладке, укреплявшей дорогу, установлена памятная плита.
Так как с машиной были проблемы и не известно, сколько бы ушло времени на устранение неисправности, мы решили остановиться на базе отдыха. Практически единственной работающей в Акташе в конце мая базой была «Ирбис».
Сняв домик и отцепив свою «квартирку», мы двинулись по Акташу в поисках специалиста. Намотав по поселку не один километр, мы выяснили, что полетел стартер. Найти стартер на японскую машину 1997 года выпуска с двигателем TD42 в Горном Алтае практически вдали от цивилизации – это та еще история. Местные сказали, что сделать это можно не быстрее, чем в течение месяца. Спасибо нашим новосибирским друзьям. Стартер они нашли в Горно-Алтайске (400 км от Акташа) в магазине AVTO-LAND. Китайский аналог. Оставалось только доставить его в Акташ и поставить. Большое спасибо сотрудникам магазина! Нам не только доставили стартер на следующий день, причем совершенно бесплатно, но еще нашли специалиста, который его установил. В течение всего процесса: от покупки до запуска двигателя сотрудник магазина постоянно звонил и справлялся о результатах. Получили – не получили, нашли мастера – не нашли мастера, установили – не установили, завели – не завели. Причем, он сам нам и нашел мастера в Акташе, так как наши поиски успехом не увенчались. Всего непредвиденная задержка в пути у нас составила 48 часов.
Можно было выдвигаться в сторону Кату-Ярык.
Часть 3. Алтай. Кату-Ярык, Чулышман
Перевал Кату-Ярык находится в стороне от оживленного Чуйского тракта. От Акташа дорога ведет через Красные ворота в п. Улаган – административный центр Улаганского района и дальше по автодороге Балыктуюль - Балыкча.
В Улагане в местном магазине сети «Мария Ра» купили замечательные курочки-гриль. Рекомендую! Если будете в этих местах, обязательно зайдите в магазин и купите курочек-гриль. Не пожалеете!
Красные ворота – природный памятник Горного Алтая. Расположены в Улаганском районе на стыке двух хребтов Курайского и Айгулакского. У подножия течет маленькая, но очень сильная горная речка Чибитка.
Достопримечательность приобрела свое название из-за цвета. В солнечный день скалы приобретают яркий розовато-красный оттенок. Связано это с обилием содержания в камне магматических пород с высоким содержанием киновари – ртутного минерала красноватого цвета. Ворота являются делом рук человеческих. Раньше дорога через Айгулакский хребет была крайне опасна и не доступна для транспорта. При строительстве новой дороги проводились взрывные работы, участок был расчищен. Сейчас Красным воротам присвоен статус памятника природы Республики Алтай.
По дороге к перевалу расположен еще один памятник археологии Пазырыкские курганы.
Пазырыкская культура во многом уникальна. А одноименные курганы и другие памятники археологии, обнаруженные в нескольких километрах от села Балыктуюль, — это неиссякаемый источник знаний о кочевых племенах Горного Алтая, живших в этих местах с V по II века до н. э.
Древний народ скифского времени выбрал эту местность для погребения своих усопших и назвал урочище Пазырык (с тувинского переводится как «курган»). Могильники окружены горными хребтами, вдали видно снежные шапки гор и огромные столетние лиственницы.
Посетить это место стоит, чтобы прочувствовать дух двухтысячелетней истории и полюбоваться роскошными панорамами Алтайских гор.
Природа на всем протяжении пути не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника.
То и дело дорогу перебегают сурки, зайцы. Постоянно встречаются стада коров, табуны лошадей, отары овец. Животные чистые и ухоженные. Животные дети смотрятся, как плюшевые игрушки.
И вот мы достигли главной цели нашего путешествия. Мы – на смотровой площадке перевала Кату-Ярык. Одно дело листать в интернете фотографии и читать чужие отчеты и совсем другое самостоятельно любоваться серпантином перевала и окружающей природой.
Погуляв и вдоволь нафотографировавшись, мы начинаем спускаться в долину Чулышман.
На настоящий момент это единственный путь к южной окраине Телецкого озера.
В 2021 году началось строительство нового спуска в долину, который начинается левее действующего перевала. Протяженность будущей дороги составит 6,8 км, на ней устроят 11 петель серпантина, которые станут намного безопаснее. Повороты расширят — это позволит встречным автомобилям без труда разъехаться на сложных участках горного перевала. На всем протяжении проезжей части устроят облегченный тип покрытия из органо-минеральной смеси.
Перевал Кату-Ярык - возможно самый сложный и опасный перевал Горного Алтая. Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Местами есть удобные «карманы».
Высота у подножия (поворот на базы) — 685 м над ур. м., у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой площадкой — 1200 м над ур. м.
На плакате, установленном перед спуском, указана цифра 800 метров.
Наш спуск занял 22 минуты. На перевале нас уверенно обгоняли «местные».
Долина Чулышман встретила нас базами отдыха и строительной техникой. Берег реки густо застроен базами отдыха. Свободные спуски к реке для «дикого» отдыха отсутствуют. Сама долина практически полностью ушла под строительство новой дороги. Дорога нужна, но утрачена самобытность Чулышмана, ее девственность.
Подвесной мост через р. Чулышман. Был построен впервые в 1980 году по инициативе заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР, директора совхоза «Советский Алтай» Санаа Арсентия Васильевича.
Пока Андрей Григорьевич беседовал с местным перевозчиком, катающим туристов, я пробежалась по мосту и сделала несколько фоток. С той стороны реки – благодать, шумит река Чулышман, жужжат насекомые… Уходить не хотелось.
Путь наш лежал к Каменным грибам. Прямо напротив природного памятника расположена база отдыха с одноименным названием. Там мы и остановились. Домик снимать не стали. У нас есть своя замечательная «квартирка».
На базе есть столовая можно прийти приготовить себе поесть или за отдельную договориться с хозяйкой базы, чтобы вам что-то приготовили. Есть уличные раковины: сразу вспомнилось пионерское детство и пионерский лагерь J. Душ летний для «моржей». Вода в душ поступает прямиком из горной речушки.
Продуктами мы предусмотрительно запаслись в Акташе в уже знакомом нам магазине «Мария Ра». Кстати, в долине автозаправочных станций нет. Этот момент надо иметь ввиду, если планируете посмотреть местные красоты. На пути Акташ – Кату-Ярык АЗС есть только в Улагане, а это 44 км до перевала и покататься по долине Чулышман до южного берега Телецкого озера порядка 100 км в одну сторону по пересеченной местности. Да и спуск-подъем по перевалу съедает топливо.
Бонусом были великолепные виды на реку Чулышман и Урочище Аккурум.
Продолжение по ссылке https://dzen.ru/a/ZKJVnwLzxRIZ3C9_?share_to=link