Это я про Петра Налича. Который «интернет-мем» 2007-го, Евровидение 2010-го (а ведь многие говорят, что то было лучшее выступление от России...). А также автор нескольких сотен песен и инструментальных произведений, музыки к нескольким спектаклям, мультфильмам и кино. А еще – обладатель красного диплома РАМ им. Гнесиных по специальности «академическое пение» и лучший Герман (он поет в первой иммерсивной опере «Пиковая дама», а эта постановка – испытание не только вокальных, но и актерских возможностей). Уже став знаменитым, начав вовсю активно концертировать и съездив на Евровидение, Петр удивил всех – поступил учиться на оперного певца. Тогда это было его второе высшее образование, по первому Петр архитектор. В 2015 году окончил Гнесинку с красным дипломом. Но прошло буквально года три, и Петр снова всех удивил – опять пошел учиться. Снова в Гнесинку, но теперь на композиторский факультет. Долго ли, коротко – но вот и эти пять лет позади. И вот он – второй гнесинский красный диплом!
Кто о Петре Наличе что-то когда-то слышал, но специально не следил, возможно, удивится: вроде бы где «Дача» и «Крылья», да та же самая «Гитар» – и где все эти симфонии и сюиты... По этой теме рекомендую посмотреть концерт-запись в Центральном доме архитектора – запись, аудио и видео, проводил сам Петр, так как в концерте были его композиторские учебные работы, в частности, цикл обработок русских народных песен и сюита «Мотыльки и бабочки». Статья об этом событии здесь:
Или, например, окинуть беглым взглядом инструментальные сочинения Петра, игравшиеся в концертах. Подборка здесь:
Но если получение первого гнесинского образования, певческого, проходило на виду у поклонников (это и регулярные концерты арий и академических романсов, и гнесинские оперные спектакли, где Петр исполнил целый ряд главных партий, от Ленского в «Евгении Онегине» до Альфреда в «Травиате»), то обучение на композиторском факультете оказалось в гораздо большей степени, по выражению самого Петра, «лабораторной работой», сокрытой от посторонних глаз. Ведь то, что было презентовано Петром публике, включая цикл русских народных песен и «Мотыльков», – наверняка лишь малая толика всего, что он насочинял в процессе учебы по заданию своих преподавателей.
Петр обучался в классе профессора Кирилла Евгеньевича Волкова, автора музыки к 80 фильмам (в том числе к телесериалу «Возвращение Мухтара», и еще помню фильм про вертолет КА-2 «Черная акула»), двух опер, балета, симфоний. Сам Волков – ученик Хачатуряна, у него на странице в vk можно найти интересные воспоминания об учителе. По мере того как приближалась защита диплома, журналисты начинали спрашивать Петра о дипломной работе – он отвечал, что готовит «крупную форму», и скорее всего это будет опера. Но интрига, конечно, оставалась до последнего.
Мне повезло оказаться среди тех, кто присутствовал на защите. Она проходила в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, в Пятой студии. Защищались восемь студентов-композиторов. Судя по всему, их и правда мало. Проходило всё в формате концерта, был даже антракт – произведения были достаточно длинные, у каждого примерно на 15 минут. Играл оркестр «Новая Россия» – тот самый, с которым Петр в 2013 году записывал «Песни о любви и родине», и дирижировал, как и в 2013 году, Игорь Разумовский. Оказалось, у всех, кроме Петра, были чисто инструментальные произведения – симфонии, концерты и т.п. Музыка у нынешних студентов весьма непростая, и для восприятия подчас тоже. Тут уже ждешь что-то в, условно, авангардном стиле и от Петра – а он может и такое, достаточно вспомнить тех же «Мотыльков». Произведение называлось сюита «Топи Обломова», игралась только часть оперы (да она и не закончена пока еще, по словам автора). Сюита – это три арии главных персонажей (Обломова, Штольца и, внезапно, Анжель) и финал.
И вот подошла очередь Петра, выходит он сам – неожиданный замечательный поворот; в программке его имени среди исполнителей не было, и я как-то и не надеялась, что он сам свой диплом и будет петь. Звучит музыка – и она, тоже внезапно, мелодична, стройна, красива, под нее даже танцевать можно! Мне эта ария Обломова сразу так «зашла», что я сидела и улыбалась. И после переслушивала запись много раз.
Далее была ария Штольца – ее исполнял Данила Чернецов, товарищ Петра по Гнесинке и иммерсивной «Иоланте». Как интересно обозначены характеры: контраст с Обломовым во всем – во-первых, после высокого тенора низкий баритон, но в-главных – это ария-речитатив, там поется фактически прозаический по своему ритму текст, представляющий собой поучения для земледельца. Эффект абсолютно комический.
Арию Анжель пела Мария Иванова, она же Геворгян – одна из Лиз в иммерсивной «Пиковой даме». Ария начинается что-то про цветы; по-моему, вокально вещь сложная. И в завершение – очень красивый финал, такая музыка-движение, под нее легко воображать себе какое-нибудь путешествие.
Итак, что же это было. Похоже, Петр «скрестил» несколько произведений, и гончаровский «Обломов» в его опере переплетается с книгой «Топи» Андре Жида. Ария Обломова – это стихотворение Антона Дельвига «Идиллия». Но вы попробуйте это прочитать: «Некогда Титир и Зоя, под тенью двух юных платанов,/ Первые чувства познали любви и, полные счастья,/ Острым кремнем на коре сих дерев имена начертали...» Выглядит это как-то тяжеловесно, начинаешь даже путаться в строках и фразах. И как изящно эти стихи укладываются в витиеватый, но прямо-таки танцевальный размер и красивую мелодию!..
Ария Штольца – это, как выяснили старшие товарищи, «Буколики» Виргилия. «Черного цвета земля жирна / И плугу послушна, рыхлая.../ Этого мы достигаем, ее обработав!» От звериного сурьеза такого речитатива прямо-таки пробивает на хи-хи:).
Заметьте, после сюиты Петра кто-то крикнул «Браво»! Очень трогательно поздравил с успешной защитой Петра у себя в vk Кирилл Волков. Но ведь действительно интересное, сложное по драматургии произведение вырисовывается. И как оно замечательно музыкально! Как хотелось бы услышать когда-нибудь его целиком...
Это всё происходило 28 мая. А 30 июня в Гнесинке прошло вручение дипломов. Юбилейный, 75-й выпуск. И в отличие от 2015 года, теперь Петр Налич участвовал в концерте выпускников. Участвовал с двумя своими обработками русских народных песен – «Соловейко» и «Лебядь», то есть, можно сказать, одновременно и как выпускник-композитор, и как певец. Концерт проходил в Большом зале, том самом, на сцену которого Петр выходил в оперных спектаклях. Можно сказать, зал, уже ставший родным... А вот дипломы вручались уже на кафедрах. Студенты-композиторы, а также музыкальные теоретики получали дипломы из рук декана Натэлы Исидоровны Енукидзе. И чувствовалось, с каким уважением здесь относятся к Петру, как его ценят.
Понятно, обязательно будет кто-то удивляться, зачем, мол, ему всё это надо – состоявшийся музыкант и автор... Но мне кажется, дело действительно не только в «корочке». Знания лишними не бывают, всегда есть чему поучиться у других – было бы желание... И подход Петра именно такой: постоянный поиск и самосовершенствование.