По всей видимости, наша планета вступила в эру землетрясений: с начала 2023 года уже произошло девять значительных сейсмических событий, при которых толчки достигали семи баллов и выше. Все мы знаем о катастрофическом землетрясении в Турции, однако сильные толчки отмечались также в Индонезии, Новой Зеландии, Папуа — Новой Гвинее и небольшом островном государстве Вануату.
Афтершоки ощущались по всему миру, начиная от Калифорнии и заканчивая Грецией. Чувствовали колебание почвы и жители России — на огромной территории от Сочи до Камчатки.
Что с нашей планетой? Почему землетрясения случаются с такой частотой? Возможно ли, что сильное землетрясение произойдет в столичном регионе?
Юрий Виноградов: землетрясения станут происходить чаще
23 июня в МЧС сообщили о землетрясении на территории Краснодарского края. Эпицентр землетрясения находился в 299 километрах от г. Армавир на глубине 5 километров. С конца мая текущего года сейсмологи регулярно фиксируют землетрясения у краснодарского побережья Черного моря. Отмечаются частые землетрясения на Сахалине.
По словам доктора технических наук Юрия Виноградова (директор единой геофизической службы РАН), в ближайшие годы ожидается увеличение частоты землетрясений.
Статистика показывает, что землетрясения с магнитудой порядка 9 баллов происходят примерно раз в пять-семь лет. Однако те, что немного слабее (8 баллов), возникают гораздо чаще, два-три раза в год. С 2019 года сейсмическая активность на планете была ниже обычного, однако природа всегда стремится к равновесию. Следовательно, есть все основания полагать, что в ближайшие четыре-пять лет сейсмическая активность будет выше среднего уровня, заявляет ученый. Это означает, что и количество землетрясений увеличится. При этом невозможно сказать, где именно произойдет самое сильное землетрясение и когда это случится.
Ученый указал на сейсмоактивные зоны России: это Кавказ, Алтай и Саяны, район Байкала, Камчатка, Сахалин и Курильские острова. В этих регионах давно не было сильных толчков, что означает, что они могут случиться в ближайшие годы, заметил Виноградов.
Сергей Варущенко: виноваты не США, а Луна
Как утверждает кандидат геолого-минералогических наук Сергей Варущенко, режим сейсмотектонической активности на планете остается неизменным. По его мнению, нет оснований считать, что планету внезапно начнет трясти сильнее обычного, скорее можно говорить о временном усилении сейсмической активности в определенных зонах. Конечно, это не облегчает ситуацию для тех, кто пострадал от сильных землетрясений, потерял своих близких или имущество. Поэтому один из главных вопросов — это как не стать жертвой будущих толчков.
Прогнозировать сейсмические события возможно, но лишь с определенной степенью вероятности. Более того, такие прогнозы может быть проблематичным для власти и граждан, отметил Варушенко. Ошибка в прогнозировании сильного землетрясения может иметь самые серьезные последствия: нужно проводить эвакуацию населения, останавливать и консервировать производства, создавать лагеря для беженцев. А что, если землетрясения не произойдет?
Сергей Варущенко опровергает конспирологическую теорию, что подземные толчки последних месяцев были вызваны искусственно. Разговоры о том, что США взорвали мощную бомбу под землей и вызвали тем самым сейсмическую активность по всему миру, несостоятельны. Слухи о применении тектонического и сейсмического оружия —лишь бессмысленные разговоры, считает эксперт. Конечно, подземные ядерные взрывы могут как-то повлиять на сейсмику, но точный механизм такого воздействия до сих пор не совсем понятен. Кроме того, сегодня ядерные испытания проводит только Северная Корея.
Как утверждает Варущенко, сейсмический режим Земли подвержен влиянию Луны. Вращение Луны вокруг Земли не только вызывает приливы и отливы в морях, но и приводит к деформации земной коры. Эти изменения могут способствовать накоплению энергии, которая затем освобождается в виде сильного землетрясения.
Возможно ли сильное землетрясение в Москве?
Первое зарегистрированное землетрясение в Москве произошло в XV веке — 1 октября 1445 года. Летописец сообщает, что в "в шесть час нощи тая потрясеся град Москва, Кремль и Посад весь, и храми поколебашися". Хроники того времени отмечают, что колокола на колокольнях вдруг принялись звонить сами по себе, тряслись стены домов. Люди были напуганы, хотя никаких серьезных последствий от этого землетрясения не было — многие москвичи вовсе его не заметили, поскольку в это время спали.
Юрий Виноградов утверждает, что Москва и Подмосковье расположены в асейсмической зоне, поэтому крупные землетрясения здесь исключены. Регион находится на территории Восточно-Европейской платформы, которая обладает очень стабильными сейсмическими параметрами. При этом в Москве ощущаются колебания, вызванные оталенными землетрясениями, которые происходят на больших глубинах. Например, в 2013 году произошло землетрясение в Охотском море, его толчки ощущались во всем мире, в том числе и в Москве (здесь было зафиксированы толчки около пяти баллов).
Кроме того, сила землетрясения, которую мы чувствуем, зависит от этажа здания, на котором мы находимся. Чем выше этаж, тем более ощутимы толчки. Если на земле можно ощутить четыре балла, то на 12 этаже будут чувствоваться все пять.
Петр Шебалин из Института теории и прогноза землетрясений и математической геофизики РАН отмечает, что последствия землетрясений в Карпатах и на Кавказе могут доходить и до Москвы. Например, в 1977 году произошло так называемое Карпатское землетрясение в Румынии, при этом в Москве (районе Теплый Стан) ощущались подземные толчки силой до четырех баллов.
Последствия таких катаклизмов незначительны, успокоил Шебалин. При толчках в 4 балла дрожат предметы в помещениях, падают плохо закрепленные вещи. При толчках до 5 баллов могут появляться мелкие трещины в стенах. Но ожидать разрушения зданий, пусть даже частичного, не стоит — пятибалльного землетрясения для этого явно недостаточно.
Что влияет на силу землетрясения?
Андрей Никонов, ведущий специалист по палеосейсмологии Института физики Земли РАН, подтверждает, что ситуация с землетрясениями в Москве непростая: несмотря на географические условия, землетрясения все же могут произойти по причине активного строительства в столице.
Из-за строительства метро, а также подземных торговых центров и гаражей структура грунта меняется — он становится более водянистым, рыхлым. Но чем более рыхлый грунт, тем менее устойчивы здания и сооружения, которые на нем стоят. Андрей Никонов считает, что масштабы человеческой деятельности в Москве и других больших городах неизбежно влияют на земную кору и активизируют тектонические процессы.
Первый фактор — многоэтажное строительство. С каждым годом в столице становится все больше многоэтажных строений, а на верхних этажах колебания всегда значительно сильнее, чем на поверхности. Это может вызвать панику, особенно у людей, склонных к тревожности, указывает эксперт. И хотя в Москве не может произойти землетрясение такой силы, чтобы вызвать разрушения и гибель людей, но у кого-то может случиться сердечный приступ, а кто-то в приступе паники, возможно, выпрыгнет в окно.
Второй фактор — некоторые районы столицы строятся на насыпных грунтах, но насколько они устойчивы? Один из таких московских районов — Марьино, построенный на бывших полях аэрации (для этого сняли четыре метра грунта, а затем насыпали новый).
Третий фактор — в некоторых районах высокий уровень грунтовых вод. Есть дома, в подвалах которых пристутствует вода, сообщил Никонов. Однако подтопления, как и насыпные грунты, усиливают сотрясения зданий при подземных толчках. Поэтому необходимо бороться с подтоплениями в подвалах.
Самые уязвимые для подтоплений столичные районы расположены между Яузой и Ярославским шоссе, а также вдоль Щелковского, Варшавского, Дмитровского шоссе и шоссе Энтузиастов, между Капотней и Южным портом. А еще в Лефортове иногда подтапливаются госпиталь имени Бурденко и Академия бронетанковых войск. Из-за рельефа местности подтапливаются районы Китай-города и Таганки, Тихвинская улица и Хохловский переулок.
В городе все больше заасфальтированных поверхностей, а газонов становится меньше, поэтому вода не впитывается и почти полностью сливается в ливневую канализацию. А пропускная способность ливневой канализации уже недостаточна.
Также при строительстве в Москве следует учитывать возможное появление карстовых провалов — больших дыр или трещин, которые возникают из-за мягкой московской почвы.
При этом Александр Гусев, гендиректор журнала "Строительство.RU", заявляет, что все здания, строящиеся в Москве, проектируются сегодня с таким запасом прочности, чтобы выдержать землетрясение магнитудой 9 баллов по шкале Рихтера (при том, что Московский регион считается одним из самых безопасных в России с точки зрения сейсмической активности).
---
⭐ Подписывайтесь на канал "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"!