Кто я - центральный вопрос для каждого из нас.
В одной из предыдущих статей мы рассуждали о том, что есть человек и определили, что у него есть трех-составное низшее Я, Личность и высшее Я, Душа. Тем не менее, если попросить современника представиться, он сообщит свое имя, семейное положение, профессию, хобби и тому подобное. Почему так получается, почему он определяет себя именно так?
В течение всей своей жизни, прожитой в обществе, с самого своего рождения, индивидуум в этом обществе как-то соотносит себя с окружающими, и это положение становится для него определяющим. Сначала у него не было выбора и он получил от родителей имя, от социума обязательную роль ребенка, затем школьника. Постепенно у молодого человека появляется возможность представить себя как-то более индивидуально: я - хозяин собаки (кота), я слушаю классику (рэп), я - спортсмен(ка), я - борец за экологию. Затем появляются новые опции: я - муж (жена), я - отец (мать), я - токарь (пекарь), я - доктор наук (мастер спорта). Социальную роль определяет взаимодействие социума и Личности, они постепенно притираются друг к другу. Социум всегда сильнее, и молодому его представителю приходится подстраиваться. Причем если этот человек - бунтарь и протестует против общественных норм, социум записывает его в бунтари, такая роль тоже предусмотрена. Как можно догадаться, в реальности существует некое подобие матрицы из известного фантастического фильма. Что бы вы не делали, вы в матрице, и освободить от нее свою Личность не получится. Можно пойти на крайние меры, уйти в отшельники, но ничего не изменится, есть и такая социальная роль. Поскольку мы обладаем физическим телом и с его помощью присутствуем на нашей планете, ваша свобода ограничена социумом, который здесь уже давно утвердился и имеет огромную власть.
Хорошо ли это для человека социального или плохо? С одной стороны, его свобода явным образом ограничивается, и он чувствует себя запертым в своей клетке, построенной социумом и, во многом, им самим. Но есть в такой ситуации и явные плюсы для большинства людей. Сильные Личности, обладая не менее сильными эгоистическими устремлениями, способны к эксплуатации и даже полному порабощению более слабых. Законы и общественные нормы хоть в какой-то степени защищают слабых от сильных, обеспечивают безопасность. Такой порядок вещей необходим, пока человек не начнет в значительной мере руководствоваться мотивами Души, своего высшего Я. Когда такое случается, приходит внутренняя (Высшая) свобода, а социальные роли теряют свое значение, общественная матрица при этом становится лишь полем деятельности.
Исходя из вышесказанного, свобода Личности на практике недостижима, в отличие от нашей высшей (внутренней) Свободы - свободы наших Душ, не зависящей от внешних обстоятельств. На этом и основана робкая в нынешних условиях надежда человечества на светлое будущее.
Авт.Вячеслав Бродилов