Или о музыке!
Андрей Вознесенский
Правила поведения за столом
Уважьте пальцы пироХом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном —
не трожьте музыку руками!
Нашарьте огурец со дна
и стан справасидящей дамы,
даже под током провода —
но музыку нельзя руками.
Она с душою наравне.
Берите трешницы с рублями,
но даже вымытыми не
хватайте музыку руками.
И прогрессист и супостат,
мы материалисты с вами,
но музыка — иной субстрат,
где не губами, а устами…
Руками ешьте даже суп,
но с музыкой — беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.
Из Бориса Пастернака
Поэзия
...Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев...
Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка,
И реплики леса окрепли.
Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа.
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Так начинают. Года в два
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе.
Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать — не мать
Что ты — не ты, что дом — чужбина.
Что делать страшной красоте
Присевшей на скамью сирени,
Когда и впрямь не красть детей?
Так возникают подозренья.
Так зреют страхи. Как он даст
Звезде превысить досяганье,
Когда он — Фауст, когда — фантаст?
Так начинаются цыгане.
Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.
Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре твоим зрачком,
Так затевают ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом.
Великолепный Тютчев - кратко и так точно:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Год написания: 1869
Недооцененный современниками и полузабытый Евгений Боратынский, отрывок:
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы...
Николай Гумилев
Милый мальчик...
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Почему же люди пишут стихи, и слушают музыку? Ставят слова в прихотливом порядке, подчиняясь ритму первой строки? Выстраивают мелодическую линию, меняют темпы и тональности?
Как красиво звучит русская силлабо-тоническая поэзия! Не менее прекрасны маленькие японские хокку, тоже чаще всего совершенные по звуку и ритму.
Но просто зачем? Если век шествует путем своим железным?
Когда я была еще студенткой, однажды на уроке английского, который вела наша любимая учительница, мы говорили о том, зачем вообще нужна литература, а тем более поэзия.
Моя скромное мнение заключается в том, что и поэзия, и живопись (вместо тысячи слов), и проза - все это особенный птичий язык для людей с образным мышлением, способ передачи самой важной информации - опыта чувств и мыслей, минуя логику. И во всех временах и странах рождаются люди, которые хотят говорить в рифму и стихами, да еще и поют иногда эти стихи.
Язык искусства и литературы - это особый код, если вам хочется поговорить с кем-нибудь из прошлого, чтобы навести мосты в будущее. Чтобы понять и услышать, как все было на самом деле. Чтобы ничего не забыть! Те, кто любит стихи, любят и живопись, и музыку. Все это связывает воедино все наше человечество, дает чувство общности. Как интересно спустя десять веков читать Сэй Сенагон! будто она ведет блог в Дзене. Как хорошо до сих пор звучит Моцарт, как чудесно выглядят даже руины античных храмов.
Если, например, вам хочется понять, какой была античность - есть смысл почитать первоисточники. Если у вас совсем клиповое мышление и оно не даст вам сосредоточиться очень уж надолго и прочесть всего Гомера - но почитайте хотя бы Аристофана! У вас сразу же пропадет самодовольство и ощущение, что вы очень передовые и классные, а раньше жили повсюду пещерные люди, скудоумные и неразвитые. Не зря в царское время латынь и древнегреческий изучали в гимназиях, чтобы в подлиннике читать античную литературу.
Так что, руками ешьте даже суп... А от всего этого времени, прожитого человечеством, зачастую остаются лишь зарифмованные слова...Как-то так...