С начала 1800-х годов газеты, журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими потребительскими средствами массовой информации в Европе и США. К 19 веку развитие технологий печати позволило иллюстраторам экспериментировать с цветом и методами визуализации. Эти разработки в полиграфии затронули все области литературы, от кулинарных книг, фотографий и путеводителей до детских книг. Кроме того, благодаря достижениям в области печати стало более доступным изготовление цветных фотографий в книгах и других материалах.
В Америке это привело к «золотому веку иллюстрации» с 1880-х до начала 20 века. Небольшая группа иллюстраторов добилась большого успеха, а созданные ими образы считались художественным выражением устремлений американцев того времени.
В этом списке успешных иллюстраторов было достаточно женщин. Сегодня я расскажу про одну из них.
Это история Джесси Уиллкокс Смит.
Детский сад
Джесси родилась 6 сентября 1863 года в районе Маунт-Эйри в Филадельфии, штат Пенсильвания. Она была младшей дочерью инвестиционного брокера Чарльза Генри Смита и Кэтрин ДеВитт Уиллкокс Смит.
Джесси посещала частные начальные школы. В возрасте шестнадцати лет её отправили к кузенам в Цинциннати, штат Огайо, где она закончила образование.
В 1883 году Джесси выучилась на учителя и преподавала в детском саду. Однако Смит обнаружил, что физические нагрузки при работе с детьми были для неё слишком тяжелыми. Из-за проблем со спиной ей было трудно наклониться до уровня воспитанников.
В то же время, посетив один из уроков рисования по настоянию знакомых, Смит поняла, что у неё есть талант к рисованию.
И началась другая жизнь...
Ученица со способностями
Итак, Джесси вернулась к учёбе. Сначала она училась в Филадельфийской школе дизайна для женщин, а в 1885 году - в Пенсильванской академии изящных искусств (PAFA) в Филадельфия под руководством Томаса Икинса и Томаса Аншутца.
Именно под влиянием Икинса наша героиня начала использовать фотографию в качестве источника для своих иллюстраций. Хотя поведение Икинса могло быть трудным, особенно со студентками, он стал первым, кто всерьёз повлиял на развитие Джесси.
В мае 1888 года, когда Смит ещё училась в Пенсильванской академии, её иллюстрация «Три маленькие девицы в ряд» была опубликована в журнале St. Nicholas Magazine.
В то время иллюстрация была одним из направлений искусства, которым женщины могли зарабатывать на жизнь. Создание иллюстраций для детских книг считалось подходящей профессией для женщин-художников, поскольку оно опиралось на материнские инстинкты. С другой стороны, изобразительное искусство, которое включало рисование с натуры, не считалось «женским».
Смит окончил PAFA в июне 1888 года. В том же году её наняли на должность начального уровня в рекламном отделе Ladies' Home Journal. В обязанности девушки входило завершение черновых набросков, разработка обрамления и подготовка рекламных материалов для журнала. В этой роли она проиллюстрировала сборник стихов «Новые и истинные: рифмы, ритмы и забавные истории для мальчиков и девочек от полюса до полюса» (1892 г.) Мэри Уили Ставер.
Работая в Ladies 'Home Journal, Смит в 1894 году записалась на курсы, которые преподавал Говард Пайл в Институте Дрекселя (ныне - Университет Дрекселя).
Она была в его первом классе, который почти на 50% состоял из женщин. Пайл подтолкнул многих художников поколения Смит к борьбе за своё право иллюстрировать для крупных издательств. Особенно тесно он работал с теми, кого считал «одаренными». Позже Смит написала речь, в которой говорилось, что работа с Пайлом смела «все паутину и путаницу, которые так препятствуют пути студента-творца».
Она училась у Пайла до 1897 года.
Девушки Красной Розы
Во время учёбы Джесси познакомилась с Элизабет Шиппен Грин и Вайолет Окли, талантливыми художницами, с которыми у неё было много общего.
Они подружились на всю жизнь, делили студию на Честнат-стрит в Филадельфии и работали вместе. Окли и Смит проиллюстрировали «Евангелину» Генри Уодсворта Лонгфелло, опубликованную в 1897 году. Их учитель Говард Пайл помог получить этот первый заказ для двух художниц.
На рубеже двадцатого века карьера Смита процветала. Она проиллюстрировала ряд книг, журналов и создала рекламу мыла Ivory. Её работы публиковались в журналах Scribner's, Harper's Bazaar, Harper's Weekly и St. Nicholas Magazine.
Грин, Смит и Окли стали известны как «Девушки Красной Розы», по названию гостиницы «Красная роза» в Вилланове, штат Пенсильвания, где они жили и работали вместе в течение четырёх лет, начиная с начала 1900-х годов.
Они арендовали гостиницу, где к ним присоединились мать Окли, родители Грин и Генриетта Козенс, которая управляла садами и гостиницей.
Лори Нортон Моффат, директор музея Нормана Роквелла, так сказала о Девушках Красной Розы:
"Эти женщины считались самыми влиятельными художниками американской домашней жизни на рубеже двадцатого века. Прославленные в свое время их поэтические идеализированные образы всё ещё преобладают как архетипы материнства и детства столетие спустя".
Грин и Смит проиллюстрировали календарь «Дитя» в 1903 году. В том же году Смит выставлялась в Пенсильванской академии искусств и получила премию Мэри Смит. Когда в 1904 году художницы потеряли право аренды гостиницы «Красная роза», Фрэнк Майлз Дэй перестроил для них фермерский дом в Уэст-Маунт-Эйри, Филадельфия. Они назвали свой новый общий дом и рабочее место «Когсли», основанное на инициалах их фамилий и фамилии соседки Смит, Генриетты Козенс.
Фирменный стиль
Смит предпочитала создавать иллюстрации для обложек и рассказов, а также иллюстрированные рекламные объявления, на которых стояла её подпись. Она была особенно известна своими иллюстрациями и рекламными плакатами с изображением детей и женщин, которые понравились миллионам людей.
Несмотря на то, что у самой Джесси детей не было, многие сошлись во мнении, что именно она является «величайшим иллюстратором детских книг».
В октябре 1917 года в журнале Good Housekeeping Смит написала, что:
"...ребёнок всегда будет смотреть прямо на любого, кто рассказывает историю; поэтому, пока я рисую, я рассказываю сказки, которые приятно слушать".
Она также снабжала позирующих ей детей молоком и печеньем, чтобы создать расслабленную атмосферу, рисуя с натуры.
Джесси предпочитала использовать в качестве моделей детей-непрофессионалов, а не детей-актёров. Так было душевнее и ближе к жизни. Джесси также приглашала своих друзей в гости и смотрела, как играют их дети, вдохновляясь ими.
В 1915 году Смит закончила одну из своих самых известных работ - серию картинок для книги Чарльза Кингсли «Дети воды».
Обычная жизнь успешной женщины
По данным The New York Times 1910 года, Смит заработала около 12 000 долларов США за год (376 886 долларов сегодня).
В 1911 году умерли родители Джесси, а также её бывший учитель и промоутер Говард Пайл.
Соратница Элизабет Шиппен Грин вышла замуж за Хьюгера Эллиотта. У Окли был крупный проект настенной росписи в Капитолии штата Пенсильвания в Гаррисберге, и она длительное время жила вдали от подруг.
Смит жила с давней подругой и соседкой Козенс, её тетей и братом в доме с 16 комнатами и студией, построенном на участке недалеко от Когсли, который она назвала Когсхилл.
В течение следующих нескольких лет она продолжала создавать иллюстрации для журналов, в том числе серию иллюстраций Mother Goose, напечатанных в Good Housekeeping, которые были черно-белыми до середины 1914 года.
Её иллюстрации были воспроизведены в книге «Мать-гусыня Джесси Уиллкокс Смит» издательства Dodd, Mead и Company. Эта книга, отражающая её постоянную тему матери и ребенка, имела коммерческий успех.
Биограф Эдвард Д. Нудельман писал:
"Иллюстрация на обложке этой книги, на которой изображены двое детей, устроившихся под крыльями Матушки Гусыни, является одним из самых приятных и теплых изображений Смит. Безмятежность, изображенная в позах и выражениях детей, наряду с заботой Матушки Гусыни свидетельствуют о гениальности Смит".
С декабря 1917 по апрель 1933 года Джесси украшала каждую печатную обложку журнала Good Housekeeping, создав для журнала в общей сложности 184 иллюстрации семейных сцен.
Она - художник с самым длинным непрерывным тиражом иллюстрированных обложек журналов.
Good Housekeeping так отзывался о ней:
"Конечно, ни один другой художник не способен так понять нас и сделать для нас картины, которые так точно указывают на то, что мы есть, как журнал, к чему мы стремимся. Донести до наших читателей высшие идеалы американского дома, дома с той нежной благотворностью, которая ассоциируется с солнечной гостиной, и с детьми".
Джесси была одним из самых высокооплачиваемых иллюстраторов того времени, зарабатывая более 1500 долларов за обложку. Смит также создавала иллюстрации для Kodak и мыла "Ivory" от Procter & Gamble на протяжении своей карьеры. Она делала иллюстрации для произведений Чарльза Диккенса, таких как «Крошечный Тим», «Дети Диккенса – Десять детей» и «Дэвид Копперфильд».
Смит продолжала создавать иллюстрации на протяжении всей своей жизни, но примерно с 1925 года она увеличила количество написанных ею портретов. Джесси использовала технику, которой научилась у Икинса, используя фотографии в качестве инструмента при создании портретов.
Всё когда-нибудь кончается
Джесси никогда не была любительницей путешествовать, но в конце концов её уговорили совершить поездку по Европе в 1933 году с Изабель Краудер, которая была племянницей Генриетты Козенс и медсестрой.
Во время поездки состояние Джесси ухудшилось.
Смит умерла во сне в своём доме в Когсхилле в 1935 году в возрасте 71 года.
В 1936 году Пенсильванская академия изящных искусств провела мемориальную ретроспективную выставку её работ.
В 1991 году Смит стала второй женщиной, занесенной в Зал славы Общества иллюстраторов. Лоррейн Фокс (1979) была первой. Из небольшой группы женщин, введённых в Зал славы, трое были участницами Девушек Красной Розы: Джесси Уиллкокс Смит, Элизабет Шиппен Грин (1994) и Вайолет Окли (1996).
Джесси завещала 14 оригинальных работ коллекции «Кабинет американской иллюстрации» Библиотеки Конгресса, чтобы задокументировать золотой век иллюстрации (1880–1920-е годы). Её документы хранятся в коллекции Архива американского искусства Смитсоновского института.
Смит сделала иллюстрации для более чем 250 периодических изданий, 200 обложек журналов, 60 книг, гравюр, календарей и плакатов с 1888 по 1932 год, а также писала портреты.
Её вклад в американскую культуру невозможно переоценить. И мне было очень сложно выбрать всего несколько работ для иллюстраций в этой статье.
Спасибо, Джесси Уиллкокс Смит, за тот чудесный мир, который Вы нам подарили.
Ещё больше постов, фотографий и видео в моём телеграм-канале Женщина в истории.