Найти тему
Rottweiler

Продолжение Гражданской войны на Дону. 1942 год. Казачья группа «Кампелло».

Казачья группа «Кампелло».
Казачья группа «Кампелло».

Чем больше сравниваешь события 1918-го года с теми, что разворачивались в тех же местах, на Дону, в период II Мировой, тем больше общего замечаешь.

Шли в неизвестность, использовали любой шанс, чтобы вырвать победу. Не хотели сдаваться на милость большевиков. Православные, русские и казаки - против власти атеистов-интернационалистов.

Да, противники советского режима были вынуждены опираться на иностранную помощь – и непосредственно после октябрьского переворота, и сороковые годы.

Иначе не получалось.

Иначе война обернулась бы банальным самоубийством. Ведь чтобы противостоять режиму, требуется регулярная армия, централизованное снабжение, налаженное производство.

Именно об этом писал Пётр Николаевич Краснов в своей известной статье «Где Россия?».

«Можем мы, сами, живя по чужим государствам, создать миллионные армии, тысячи самолетов, танков, орудий, миллиарды снарядов, чтобы победить большевизм?

Ответьте честно…»[1]

И те, кто честно отвечал на этот вопрос – прежде всего самому себе – делали сознанный выбор. Решали – на какой стороне баррикад они будут сражаться.

Впрочем, наши соотечественники – те, кто выбрали борьбу с советской властью – воевали не только в частях Вермахта. Как известно, на Восточном фронте присутствовали подразделения союзников Германии из числа стран Оси.

Именно так летом 1942 года на Дону оказалась Кавалерийская Дивизия «Савойя» из Италии.

К слову, эта дивизия 24 августа наголову разбила два батальона советского 182 сибирского стрелкового полка 304 стрелковой дивизии, которой командовал полковник Меркулов. Произошло это у хутора Избушенский станицы Усть-Хопёрской.

«Отряд под командованием майора Лита, включая главного фельдфебеля и весь персонал штаба полка, мчался галопом с саблями наголо, воодушевляя свои подразделения. Налетев на неприятеля, они порубили тех, кто еще сопротивлялся, и заставили противника сложить оружие… Мы захватили несколько сотен пленных, много вооружения и многочисленные военные материалы.
Так 24 августа в 9:30 завершилось это славное сражение, вошедшее в историю полка»
[2]

Боевой приказ штаба 304 сд на 25.08.1942. Как мы видим, дивизия никак не может овладеть хутором Избушенский.
Боевой приказ штаба 304 сд на 25.08.1942. Как мы видим, дивизия никак не может овладеть хутором Избушенский.

А за месяц до этого, в июле 1942-го года по предложению майора графа Раньери ди Камппелло была сформирована казачья группа. Она так и называлась – казачья группа «Кампелло».

Сын итальянского сенатора Помпео Кампелло и Вильгельмины Бонкомпаньи, Раньери родился в 1908 году. С юности профессионально занимался верховой ездой и в 1936-м участвовал в Олимпийских Играх в Берлине. Затем в качестве военного атташе был направлен в Бухарест, после чего служил в Испании и в 1942-м году был по собственной просьбе направлен на Восточный фронт.

Личный состав своей группы майор набирал в основном из военнопленных, с которыми немало общался перед тем, как выступил с инициативой сформировать казачий батальон – многие, не желая воевать за советскую власть, добровольно сдавались 8-ой армии, в составе которой находилась кавалерийская дивизия «Савойя». Граф оценил стремление этих людей к независимости, к борьбе за свою землю и самобытность. И он добился того, что из Рима пришло положительное решение.

В результате группу «Кампелло» вошло прядка 300 добровольцев, разделённых на три эскадрона.

граф Раньери ди Кампелло
граф Раньери ди Кампелло

Использовали данное подразделение преимущественно для разведывательно-диверсионных операций и наступательных целей. Следует отметить, что никакой дискриминации по национальному принципу не было – казаки получали ровно то же денежное довольствие, что и мобилизованные в Италии военные, им вручали такие же награды.

Если вдуматься – разве удивительно, что обстановка была настолько взрывоопасной? Стоило поднести спичку – и рвануло. То, что люди не желали терпеть советскую власть и готовы были драться с ней, используя любых союзников, легко объяснит политика коммунистов. Вряд ли стоит останавливаться на декрете Свердлова о расказачивании от 24.01.19 – его все знают.

Но ведь есть и другие документы.

Например, докладная записка Исаака Исаевича Рейнгольда в ЦК РКП(б).

«Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент,чуждый коммунизму и Советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически..»[3]

А ещё речь «товарища» Троцкого, который во всеуслышание заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: «Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество — вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».

Кого-то может удивить, что многие из тех, чьи семьи прошли через подобное, готовы были воевать в союзе с кем угодно – лишь бы против красных?

К слову, следует обратить внимание – группу «Кампелло», как например подразделения Ивана Кононова или боевую группу «фон Паннвиц» создавали, когда ещё не было Главного Управления Казачьих Войск. Да, уже принимались решения о русских и казачьих автономиях, но, между тем, законодательно их статус не был закреплён. И большинство людей шли сражаться в составе Вермахта – или вот Экспедиционного итальянского корпуса – просто потому, что не могли оставаться в стороне, ставили на кон собственные головы, рисковали. И рисковали не за банку тушёнки. Такие ведь сразу заметны. Они шли драться против советской власти, и в полной мере доказывали своей службой, что на восточных добровольцев действительно можно положиться. Использовали любую возможность, чтобы продолжить борьбу – и не жалели ради этого жизни.

19 января в бою под Никитовкой был ранен майор Кампелло. Казаки спасли командира. Но после этого группу возглавил капитан Джорджио Ставро Сантароса, служивший до этого в 5-ом кавалерийском полку «Лансьери ди Новара». Это был уланский полк, приписанный к 3-й кавалерийской дивизии «Принсипе Амедео Дука д'Аоста» и не так давно участвовавший в Югославской кампании, а затем передислоцированный на Восточный фронт.

В этот период казачья группа была переименована. Казачья группа «Савойя» - отныне она называлось так.

При отступлении 8-ой Итальянской Армии казаки сражались в её рядах, в составе этой армии отходили на запад. Летом 1943-го они дислоцировались в провинции Верона в казармах полка «Лансьери ди Новара».

Затем, после того, как Бенито Муссолини отстранили от власти, а правительство Пьетро Бадольо заключило мир с антигитлеровской коалицией, группа «Савойя» официально прекратила своё сущёствование – это случилось 8 сентября 1943 года. Между тем, личный состав продолжил сражаться в рядах Вермахта, и значительная часть присоединилась впоследствии к Казачьему Стану в северной Италии.

Казачий Стан, Италия. Пётр Николаевич Краснов и Николай Александрович Гимпель с казаками.
Казачий Стан, Италия. Пётр Николаевич Краснов и Николай Александрович Гимпель с казаками.

Это был долгий путь. И пусть он официально не закончился победой – главное ведь сохранять верность себе, своим принципам и Родине.

Граф Раньери Ди Кампелло в 1946-м году стал президентов Итальянской федерации конного спорта. Был избран мэром города Кампелло-Суль-Клитунно. Дожил до 1959 года.

Полк «Савойя Кавалерия» до сих пор существует в итальянской армии. И до сих пор помнит о победе в бою у хутора Избушенский в 1942 году.

Джованни Мессе. Командующий Экспедиционным итальянским корпусом в России.
Джованни Мессе. Командующий Экспедиционным итальянским корпусом в России.

P.S.

Вздыхает костер тяжело и устало,
Последние угли зловеще шипят,
А в облачной дымке видны перевалы,
С которых не будет дороги назад.
Господин ротмистр, не пора ль начинать,
Уже вскоре рассвет заблестит над рекою.
Ну так коли пора - прикажите седлать,
Объявите по фронту: «Кавалерия, к бою!»

А.Рытов.

Статья написана исключительно с информационными целями.

[1] П.Н.Краснов. На казачьем посту, 15.12.1944 года.

[2] Джованни Мессе. Командующий Экспедиционным итальянским корпусом в России.

[3] И. И. Рейнгольд - ЦК РКП(б). 6 июля 1919 г. РЦХИДНИ. Ф. 5. Oп. 2. Д. 106. Л. 7. Машинописный текст. Подпись — автограф.