Мост Кентавров — один из знаковых символов Павловского парка. Так написано на официальном сайте ГМЗ «Павловск».
Действительно, он легко узнаваем, находится рядом с Павловским дворцом и туристы обязательно приходят на него посмотреть, сделать красивые фоточки на память.
Но все ли они знают, кто такие кентавры и откуда взялись? Не думаю. Им ведь рассказывают историю моста, не вдаваясь в подробности происхождения установленных на нём скульптур. Поэтому предлагаю разобраться в этом вопросе. И сам мост не забудем, конечно.
В греческой мифологии был один товарищ по имени Иксион. Работал он царём фессалийского племени лапифов. Этот Иксион посватался к дочери уважаемого человека, пообещал за неё большой выкуп, как положено, но после свадьбы убил новоиспечённого тестя. Причём, с особым цинизмом и жестокостью — сбросил его в яму с горящими углями и тот сгорел заживо. То есть, отдал выкуп, как он себе это представлял.
После такого беспредела все отвернулись от Иксиона. И только Зевс сжалился над беднягой и провёл ритуальное очищение заблудшей души. Почистил карму, так сказать. Дело-то житейское, с кем не бывает?! Более того, пригласил к трапезе богов на Олимп.
И чем же ответил Иксион? Презлым заплатил за предобрейшее. Положил глаз на Геру, жену Зевса. Отморозок конченый, я же говорю.
Но Зевс сам на кого хочешь глаз положит, поэтому подлые намерения разгадал и провернул изящную комбинацию, чтобы получить доказательства и предъявить по полной. Он придал облаку, которое по небу ходит туда-сюда, образ Геры. А этот дурачок Иксион по пьянке подмены не увидел и трахнул видение. Чтобы было проще понять, как такое могло произойти, вспомните историю, в которой фигурировали Шендерович и матрас, Виктор ведь тоже кого-то в нём видел. В Древней Греции произошло всё тоже самое, только вместо матраса выступило облако.
Далее с Иксионом разобрались самым ужасным образом, он ответил за всё, но к делу это отношения не имеет. Видению, которое выступило в роли Геры, дали имя Нефела и она стала богиней облаков. Поощрили таким образом за хорошо проделанную работу.
А вот затем началось самое интересное. Облачная Нефела залетела от Иксиона и родила существо, похожее на человека, которое прозвали Кентавром. Когда он вырос, с ним никто не хотел общаться, прежде всего девушки. И тогда этот ужасный Кентавр стал совокупляться с магнесийскими кобылами, которые в свою очередь нарожали целое племя кентавров с головой и торсом человека на теле лошади. Представляете, какая жуть?!
Как вам такие символы Павловского парка? А ведь люди с ними фотографируются в обнимку. Но меня в этой ситуации прежде всего волнуют дети. Как мы им в глаза будем смотреть, когда они всё узнают? Я ведь эту информацию не в архивах КГБ нашёл, а прочитал в открытых источниках. И они найдут, а потом спросят нас: почему выставили на всеобщее обозрение потомков душегубов, извращенцев и скотоложцев?
Хотя с другой стороны, может это и к лучшему. Детям на мосту Кентавров надо читать лекции по зоологии, биологии, естествознанию и здоровому образу жизни. Так им и объяснять: дорогие ребята, если вы вступите в интимные отношения с животными в целом и лошадками в частности, то ваши дети будут выглядеть вот так. Думаю, получится очень наглядно и убедительно. В наше тревожное время профилактические мероприятия важны как никогда.
Теперь непосредственно к истории моста. Будем считать копии кентавров, чтобы интересней было.
Павел Петрович с Марией Фёдоровной путешествовали по Европе и в Капитолийском музее Рима им приглянулись две статуи кентавров из тёмно-серого мрамора.
Один молодой (безбородый).
Второй старый (бородатый).
Их нашли при раскопках виллы Адриана в Тиволи. Почему из этого следует, что они подлинные, я не понимаю. Потому что в музее стоят? Так у нас в Эрмитаже половина картин продана и заменена на копии, а всем рассказывают, что это подлинники. Это я узнал из сериала «Бандитский Петербург». А в бандитском Риме думаете по-другому? Да там воруют ещё больше чем у нас, как и в Лондоне с Парижем.
А если действительно античные, то и в этом случае вполне могут оказаться копиями. Адриан мог увидеть кентавров у приятеля и заказать себе таких же.
Но, это всё их римские дела. Вернёмся к нашей великокняжеской чете.
Паша и Маша просят сделать для них слепки статуй и по ним в Петербургской императорской академии художеств изготавливают две пары гипсовых кентавров. Их установили на мост через Славянку, который изначально был деревянным.
С началом строительства Холодной бани (ванны) или Новой мыльни, перестроили и мост. Он стал каменным.
Про баню в следующий раз, хотя она рядом и всё время попадет в кадр.
Гипсовые скульптуры перекочевали на новый мост. Но сколько они могли простоять при нашей погоде? Очень скоро потребовалась замена. Заказали в Италии из мрамора. Это были копии, снятые с копий копий античных статуй.
Во время войны кентавров не убирали и они сильно пострадали. Пришлось заменить на копии из эпоксидной смолы с мраморной крошкой. Они простояли весь послевоенный советский период и часть российского.
Сейчас на мосту новенькие кентавры из искусственного мрамора или композитных материалов.
А где же итальянские мраморные? Долгое время их реставрировали, но судя по внешнему виду ещё не закончили. Они выставлены в павильоне Вольер.
Зайти туда нельзя, можно посмотреть только через стекло.
Итого: за всё время имеем четыре вида копий с античных статуй из разных материалов.
Вот такая насыщенная история у совсем маленького моста.
Но это не конец рассказа.
В комплекте с мостом идёт Семейная роща. Она на другой стороне Славянки, напротив бани.
Рощу заложили всё те же Павел Петрович и Мария Фёдоровна. Они сажали здесь деревья по случаю значимых семейных событий: рождение детей, их свадьбы, рождение внуков. На каждом дереве прикрепляли табличку с новым именем члена императорской фамилии. Когда Павла убили, Мария продолжила традицию. После её смерти тут никто ничего не сажал. Деревьев с тех времён не сохранилось, ведь сажала в основном берёзки, а они столько не живут. Липы не имеют отношения к фамильным деревьям.
В центре рощи стояла Урна судьбы, которая символизировала судьбу и всё такое прочее. Почему именно Урна должна что-то решать в жизни, никто толком объяснить не может. Помню фильм «Яйца судьбы», так там более доходчиво всё рассказывают.
Урн было две, сначала в роще стояла одна, потом другая. Первую купили в Италии, как водится, а вторую из яшмы привезли с Алтая. Первая сейчас стоит во дворце, а вторая в галерее Гонзаго на свежем воздухе.
И в заключение пару слов о вечном.
В Семейной роще есть лавочка, где можно посидеть, подискутировать о судьбах России. Как это делали в своё время Павел Петрович и Мария Фёдоровна.
Я попытался воссоздать эту картину и мне кажется, получилось очень близко к оригиналу. Последняя копия на сегодня.
Сверху на ветке поёт синичка, на мосту ехидно улыбаются кентавры, а они думают как сделать нашу страну самой комфортной для жизни.
Подписывайтесь, история Павловского парка только начинается.