Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Неприлично» хороша

Оглавление

Она наслаждалась своим успехом. Здесь, в вычурном и искушённом Париже, многим она казалась богиней, решившей сойти с небес. Вирджиния видела, как на приёмах мужчины своими взглядами раздевают её, а дамы негодующе сверкают глазами. Какое ей дело до этих мелких страстей! Она мечтала о чём-то ярком, масштабном, неповторимом.

Неудивительно, что предложение художника Сарджента она приняла благосклонно и даже с интересом. Несколько раз ей приходилось позировать для картин, но этот образ «Мадам Икс» особенно волновал воображение. Таинственная и прекрасная – как же это должно было удивить парижан! Да, Вирджиния Готро мечтала о восторгах и неугасаемом восхищении. Что же это была за женщина? И почему ту самую «Мадам Икс» она считала своим проклятием?

Американка и француженка

Вирджиния родилась в 1859 году в семье американского майора Анатоля Авеньо. Предки девочки принадлежали к креольской знати, переселившейся в новый Орлеан. Ещё бабушкой Вирджинии была приобретена плантация, которая принесла богатство семейству. Но пожить на новых местах девочке было не суждено. Когда Вирджиния была ещё совсем маленькой, погиб её отец.

Овдовевшая мать решила, что наилучшим вариантом для дочери станет переезд в Париж, где та сможет получить хорошее образование и устроить свою судьбу. В итоге вместе с матерью Вирджиния отправилась во Францию, где её ожидала совсем другая жизнь.

Несмотря на то, что Вирджиния воспитывалась в одной из парижских школ, она всегда чувствовала себя «белой вороной» среди сверстниц. Те нередко называли её американкой, отмечая не слишком чистый французский выговор, на котором разговаривали в Новом Орлеане. Со временем языковые проблемы были устранены, однако сама Вирджиния всегда держалась особняком. Она считала себя особенной, не такой, как все.

Джон Сингер Сарджент «Мадам Готро произносит тост» / Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, США
Джон Сингер Сарджент «Мадам Готро произносит тост» / Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, США

«Неприлично» хороша

Повышенному самомнению девушки способствовали её внешние данные. Едва появившись в высшем свете французской столицы, Вирджиния заметила, как много восхищённых взоров обращено на неё. Стройная брюнетка с белоснежной кожей и тонкими чертами лица, она казалась воплощённым совершенством.

Чтобы придать ещё больше «пикантности» своему облику, она красила волосы и брови хной, которая добавляла медного оттенка и создавало ещё более яркий контраст с напудренной мраморно-белой кожей лица. В те времена такое обилие косметики считалось не слишком подходящим для приличной женщины, а потому вредило репутации Вирджинии. Однако эта «изюминка» привлекала кавалеров, которые были без ума от красавицы.

Избранником Вирджинии стал Пьер Готро, французский банкир, за которого она вышла замуж и родила дочь Луизу. Однако женщине, жаждущей восхищения, не хватало внимания. Она не стеснялась заводить романы с богатыми и известными мужчинами, причём нередко скандалы, связанные с её именем, становились достоянием общественности.

Вирджиния Готро около 1878 года
Вирджиния Готро около 1878 года

Скандал, испортивший жизнь

Несмотря на весь этот «чёрный пиар», многие художники мечтали изобразить на своих полотнах ту самую «американку», профиль которой напоминал изображения на камеях. Одним из таких почитателей стал молодой живописец Джон Сарджент. Через общих приятелей он познакомился со светской красавицей, после чего предложил ей позировать для его новой работы. Вирджиния согласилась, и радости Сарджента не было предела. А в 1884 году в свет вышла картина «Портрет мадам Икс», где автор решил не называть имя модели (хотя всем и так было понятно, кто изображён).

Картина, выставленная в парижском салоне, вызвала бурю негодования. Откровенно кокетливая поза женщины, глубокий вырез декольте, да ещё и перебор с пудрой на лице возмутили зрителей. Позируя для этой работы Сарджента, Вирджиния мечтала впечатлить весь Париж. Что ж, это ей удалось, однако сама она приобрела крайне дурную славу. Отныне о ней отзывались как о «падшей женщине». Критики, обсуждая картину, говорили, что возле неё можно услышать «все известные французские ругательства». При этом сам Сарджент считал иначе:

«Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент».

Как бы то ни было, но и модели, и живописцу пришлось на время удалиться от высшего света, где их не хотели принимать. Казалось бы, сущая мелочь (всего лишь портрет) оказался губительным для не слишком идеальной репутации светской дамы. Через некоторое время она попросила другого живописца, Антонио де ла Гондара, написать её в другом амплуа и предпочла эту работу картине Сарджента.

На некоторое время расставшись со светской жизнью, Вирджиния Готро через несколько лет вернулась в Париж. Но она уже не блистала в обществе и не считалась самой прекрасной дамой высшего света. Вернуть прежнюю известность себе Готро уже не могла. Женщина, которая стала жертвой своего дерзкого и чересчур откровенного поведения, умерла в Каннах в возрасте 56 лет. А тот самый скандальный портрет, который Вирджиния так ненавидела, до сих пор продолжает вдохновлять художников, режиссёров и знаменитостей, которые делают собственные «косплеи» на образ обворожительной Готро.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))