Это вторая часть статьи на канале H2_AUTO. Я обещал продолжение анализа и сдержал слово. Надо сказать, что любая история имеет своих читателей. Будем надеяться, что проделанная мною работа будет полезна нашему сообществу. Полагаю, что моя оценка является субъективной и может содержать ошибочные суждения. Обязательно учту замечания, потому что не преследую цели, связанные с дискредитацией, деловых качеств личности или организаций, упомянутых в статье. Стоит задача объективно и заинтересованно освещать тему развития водородных технологий и надеюсь, что предложенная информация будет полезна https://dzen.ru/a/ZKA_gA04TTV1Br67?share_to=link
Тема реформирования Технического комитета «Водородные технологии» ТК 029 в условиях перестройки инновационной деятельности в области водородных технологий, на фоне громкого провала ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, вышла на передний план и показала, что позиция регуляторов, попавших под влияние высокопоставленной команды НТИ мягко говоря оказалась не очень «стойкой» и весьма неопределенной. В этом плане следует вспомнить письма соответствующих департаментов Минобрнауки и Минпромторга, в которых представители регуляторов, высказали свои позиции, как-то не очень определенно, можно сказать, даже весьма двусмысленно: типа применение стандартов в одних случаях может быть не определено, а в других может даже привести к нарушению законодательства. Но оба Регулятора сошлись во мнении, что рекомендовать применение стандартов в области водородных технологий для инновационной деятельности нецелесообразно, по крайней мере, каких-либо рекомендаций не последовало http://h2org.ru/images/stories/20200409_out_mon%28medved%29_nhea.pdf
http://h2org.ru/images/stories/20180929_out_minprom%28kuznetsov%29_nhea.pdf
Другой укор деятельности Ассоциации НАВЭ заключался в том, чтобы максимально привязать тематику водородных технологий к так называемым «суверенным» стандартам, якобы предназначенным для отечественного производителя, что, по сути, могло привести к формированию регуляторных барьеров и противоречит национальному законодательству в области технического регулирования и стандартизации. Поражает лицемерие участников разработки «суверенных» стандартов. В целом, они за федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ, определяющий наличие гармонизации национальной, межгосударственной и международной стандартизации на условия взаимовыгодной деятельности, а, с другой стороны, присутствует наличие некоторого лукавства в части касающейся «своих» или «дружественных» предприятий. Типа нельзя, но если очень нужно, то надо посмотреть… Очевидно, что не смотря на все выдающиеся усилия отцов-основателей ТК 029 и опыта работы по продвижению 33 ГОСТ и ГОСТ Р в области водородных технологий, требовалась серьезная реструктуризация ТК 029, которая в условиях резкого возрастания интереса к водородной тематике должна была бы «наполнить» его структурами, для которых, собственно, эта система ГОСТ и ГОСТ Р формировалась. Важное значение в этом плане приобрело совещание у заместителя Министра энергетики РФ П.Ю. Сорокина от 31.01.2020 года (протокол №ПС-4рг). http://h2org.ru/images/stories/20200131_protol_minenergo.pdf
На этом совещании, в частности, были рассмотрены предложения Ассоциации НАВЭ в проект плана мероприятий по развитию водородной энергетики в Российской Федерации о включении вопросов стандартизации и технического регулирования. Можно сказать, что с легкой руки П.Ю. Сорокина, несмотря на некоторое сопротивление так называемых нормативно-правовых нигилистов, отрицающих реальную роль технического регулирования в инновационной деятельности, тема стандартизации получила важную поддержку. В результате, в План мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года №2634-р, был внесен раздел VI «Совершенствование нормативной правовой базы и системы национальной стандартизации», включающий в себя п.27«Определение перечня требующих актуализации или разработки документов национальной системы стандартизации в сферах производства, транспортировки, хранения и использования водорода и метано-водородных смесей».
http://static.government.ru/media/files/7b9bstNfV640nCkkAzCRJ9N8k7uhW8mY.pdf
Дальнейшее развитие тематики, связанной с продвижением стандартизации было также связано с инициативой Ассоциации НАВЭ по внесению в ПНС-2022 тридцати тем, направленных на гармонизацию национальной, межгосударственной и международной стандартизации, осуществляемой в соответствии с Протоколом совещания у заместителя директора Департамента сводной государственной политики и цифровой трансформации Минэнерго РФ С.М.Романова по вопросу предложений Ассоциации НАВЭ в части технического регулирования и стандартизации в сфере развития водородной энергетики от 09.06.2021 N1-6-пр.
http://h2org.ru/images/stories/20210621_out_minenergo%28romanov%29_nhea.pdf
Надо сказать, что развитие этой важной темы для становления водородной отрасли в нашей стране происходило не без курьезов административно-бюрократического характера. Оказалось, что все тридцать тем, внесенных Ассоциацией НАВЭ в ПНС-2022 были волей служащих среднего звена Росстандарта и ФГБУ РСТ, курирующих ТК 029 от ФГБУ РСТ (Г.Воробьев, М.Ломоносов), то ли по недопониманию государственной важности предложений, направленных на гармонизацию национальной, межгосударственной и международной стандартизации, то ли по каким-то другим несущественным обстоятельствам, был отклонен под предлогом, что в Плане мероприятий п.27. Раздел VI, необходимость актуализации стандартов в области водородных технологий якобы не предусматривалась. . Формально надо было провести «Определение перечня требующих актуализации или разработки документов национальной системы стандартизации ..." и все. Можно предположить, что коллеги с самого начала задумывали ходы по закрытию вопроса средствами малой эфемерности, типа и «списочка» хватит.
Письмом на имя П.Ю.Сорокина это недоразумение было ликвидировано. http://h2org.ru/images/stories/20210920_out_nhea_minenergo.pdf
Можно сказать процесс пошел, мероприятия по реорганизации ТК 029 привели к тому, что в состав ТК 029 вошли тридцать организаций, представляющих различные направления водородных технологий, вновь были внесены тридцать тем, но уже не направленных на межгосударственную стандартизацию, но гармонизированных с ИСО и МЭК. Но курьезы в деятельности команды реформаторов из Росстандарта, ФГБУРСТ и ФГБУ ИПХФ РАН (новая базовая организация) не закончились. В составе нового ТК 029 не оказалось Ассоциации НАВЭ. Наши коллеги оказались «мастаками» по манипуляции со списочками. Реорганизация ТК 029 не предусматривала исключение старых членов и, по существу, Ассоциацию необходимо было внести в новый перечень членов по определению, но, видимо, «по ошибке» забыли это сделать. http://h2org.ru/images/stories/20211008_prikaz_tc029.pdf
Новый секретариат говорит, типа, я не в курсе, что в приказе организация не числится, разбирайтесь с Росстандартом. В самом Росстандарте, тоже все «неплохо», пишите заявление, будем рассматривать, а если что-то не так, обращайтесь в нашу апелляционную комиссию, рассмотрим в установленном порядке. В конечном итоги «ошибочки» менеджеров среднего звена Росстандарта, исправила Генеральная прокуратура и Регулятор издал дополнительный приказ о включении Ассоциации НАВЭ в «списочек» ТК 029 см. ссылку:
http://h2org.ru/images/stories/20211214%2Cprikaz_tc029_nhea.pdf
Надо сказать, что технологией «списочка» пронизана вся деятельность, связанная с реорганизацией ТК 029 и, видимо, не только с этим вопросом. Если представить гипотетически, что Ассоциация НАВЭ не проявила бы активность, то в ПНС-2022 не оказалось бы ни одной темы по актуализации 33 ГОСТ и ГОСТ Р в области водородных технологий и идея развития системы стандартов утонула бы во всевозможных списочках, мелких ошибках, а, главное, в наплевательском отношении служащих бюджетных организаций к представителям гражданского общества и своей работе. Благо начальство поняло, что Куратора ТК 029 надо отправить на «повышение» и все пошло своим ходом, преемственность в ТК вышла на «правильный» уровень. Гармонизация национальной и международной стандартизации восторжествовала, количество «суверенных» стандартов сошло на нет. Рассуждения о необходимости поддерживать преемственность в работе технических комитетов опубликованы в статье «Разбор улетов» канала H2_AUTO, рекомендую ознакомится. https://dzen.ru/a/ZJq1QHJdkjmM8TPi?share_to=link
(Продолжение следует)