Найти тему
Дмитрий на Шниве

Поговорим о ГНЦ (гидронатяжителе цепи) или мысли инженера вслух.

Всем привет. Если честно даже и не думал писать и поднимать данную тему, но смотря ролики на Ютуб и слыша, что там говорят мой разум вступал в конфликт — вроде люди опытные там, но то что они говорят противоречит законам физики, гидравлики и логике. В общем, собравшись с мыслями я решил написать небольшую заметку касаемо гидронатяжителя, от которого все так норовят избавиться.
Итак, как мы все знаем гидронатяжитель — ответственная деталь, которая поддерживает башмак натяжителя цепи в таком положении, чтобы выбрать лишний люфт(растяжение) и уменьшить колебания цепи в ходе работы. Устройство его не такое сложное, но внимательно изучая чертежи и прокручивая в голове как он работает, я понял его конструктив и он, хочу заметить, продуман хорошо. Итак начнем с внешнего вида, хотя нам ничего это не даст, но все же освежим воспоминания, для тех кто его снял и забыл)

Итак, что мы видим — корпус и плунжер, ну и внешняя часть корпуса с резьбой для подключения масляной магистрали. Плунжер как мы видим всегда торчит из корпуса, так как его изнутри выдавливает пружина. Тут надо заметить, что в разных роликах люди отмечали, что усилие, чтобы сжать пружину разное, подозреваю, что разные производители ставят разные пружины, кто какую хочет (а ведь они могут отличаться — шаг витков, диаметр проволоки, главное чтобы не сырая, которая сомнется и останется в таком положении). Идем дальше, с внешностью ознакомились, давайте заглянем внутрь. Ниже приложу две картинки — одна чертеж в разрезе, вторая скриншот из видео, где человек его распилил, за что ему отдельное спасибо.

-2
-3

И теперь пройдемся более детально о строении ГНЦ и его работе —
1- корпус, об этом уже говорили.
2 — клапанный узел, и это уже интереснее. Да в ГНЦ есть клапан, но он не для того, как многие думают. Но давайте до конца пробежимся по строению и все по порядку разберем.
3 — шарик клапана
4 — ограничительный штифт, кстати как можно заметить сейчас паза, как на чертеже уже нет, потому что этот штифт заменило стопорное кольцо, которое одевается на плунжер и после того, как плунжер вставят внутрь, кольцо раскроется и тем самым не даст плунжеру выйти наружу. Да вот такая неразборная конструкция.
5 — плунжер
6 — ограничитель объема, довольна интересная деталь, я не сразу, но сообразил для чего она нужна и надо заметить идея простая, но гениальная.
7 пружина.
Вроде бы все. Ну а теперь рассмотрим как работает ГНЦ. Итак мы завели двигатель, масло побежало по магистрали и стало заполнять внутренность корпуса ГНЦ. Проходит через клапанный узел (2) и шарик (3) и заполняет уже объем за плунжером (5) и уже далее создается давление от плунжера на башмак. Но что будет если мы вдруг прекратим подачу масла, а будет то, что спустя некоторое время давление пропадет и плунжер уже не будет так давить и даже шарик тут не спасет, хотя он для другого. Внимательно посмотрите на чертеж и на ГНЦ в разрезе, видите ли вы сальник или какой либо уплотнитель между плунжером и корпусом? Правильно его нет. Далее — плунжер ходит свободно, в разумных пределах, значит посадка плунжера в корпус по-любому не с натягом, не переходная (так как это может вызвать заклинивание), а с зазором. А раз есть зазор значит масло будет потихоньку, но просачиваться. Для сравнение посмотрите на устройство гидравлических домкратов — там везде стоят сальники и манжеты, чтобы держать давление. Да, конечно у домкрата другие условия работы, но принцип тот же. Если мы сюда поставим манжету, то лишимся свободного хода плунжера, либо пружину надо делать жестче, чтобы она продавила ее. Но опять же глядим на разрезанный ГНЦ и видим — уплотнений нет. По сути это не страшно ведь масло всегда подается в ГНЦ и даже небольшое количество которое он стравливает через отверстие диаметром 1 мм и через зазоры восполняется новым маслом. Тогда возникает резонный вопрос — а для чего тогда шарик. Я тоже думал над этим и пришел вот к какому выводу — как мы знаем масло имеет низкий коэффициент сжатия и соответственно всё давление оно передает дальше (это свойство масла нашло применение в гидроцилиндрах и гидросистемах). Небольшое демфирование создается за счет протечки между плунжером и корпусом. Но если был сильный удар по башмаку? Вот тут вступает в работу шарик — если бы его не было, то давление создаваемое плунжером от удара пошло бы в обратную сторону — часть его погасило бы отверстие диаметром 1 мм, сбросив лишнее масло, но часть могла уйти дальше по магистрали. И возможно (я не утверждаю) нашла бы слабое место, где давление создаваемое насосом и давление от удара сложились бы и вызвали повреждение, что в последствии могло бы повлечь за собой течь (либо повреждение датчика давления, который бы постоянно регистрировал скачки давления). При этом есть второй вариант развития событий — если давление от плунжера превысит давление создаваемое насосом, то есть вероятность, что плунжер уйдет внутрь корпуса, что вызовет ослабление цепи, а так за счет шарика удар сдерживается, слегка демпфирует, но при этом не уходит сильно к корпус. А как мы знаем во время работы ДВС такие удары и колебания имеют частое явление. Так что, когда мы сжимаем ГНЦ и говорим — о шарик не держит, как раз шарик тут не при чем.

Также хотел упомянуть про элемент под номером 6 — давайте представим, что на момент запуска ГНЦ полностью пустой. И возьмем два ГНЦ только в одном будет элемент под номером 6, а в другом его не будет. И ответьте сами себе на вопрос — какой ГНЦ быстрее наполнится и будет в рабочем состоянии? Правильно, тот что с элементом под номером 6, так как объем за плунжером меньше, на объем этой детали. Разница конечно будет очень мала, но порой и ее достаточно чтобы цепь могла успеть перескочить на зуб. Тут конечно могут сказать, а почему не сделать плунжер цельным, тут тоже все просто — сделай его цельным, мы бы смогли поставить пружину, которая была бы намного короче, чем сейчас, а следовательно и ход плунжера был бы очень мал.

В конце я хочу отметить, что не в коем случае не призываю возвращаться к ГНЦ. Это просто для информации и понимания как он работает. Хотя не могу не заметить — что я читал и видел отзывы (правда немного), что многие автонатяжители у того или иного владельца авто ломаются и Пилот и Тополь и Исай. Но не видел еще ни одного случая, чтобы ГНЦ так же ломался, если покажете или кинете ссылку буду только благодарен. Я склонен верить, что брак может быть везде и то что в комментариях напишут сотни людей, которые сменили ГНЦ на автонатяжитель и горя не знают — я поверю.

На сим как всегда откланяюсь, и жду гневные комментарии, что я неуч и ничего не знаю. Что ж, буду рад дискуссии в комментариях.

Авто
5,66 млн интересуются