450 подписчиков

О соотношении роли государства и свобод как непременном условии развития любого общества

 Отчётливо наметившейся тенденцией последних лет в большинстве стран мира стала непомерная тяга «государства» к ограничению каких-бы то ни было «свобод», как по отношению к своим собственным...

Отчётливо наметившейся тенденцией последних лет в большинстве стран мира стала непомерная тяга «государства» к ограничению каких-бы то ни было «свобод», как по отношению к своим собственным гражданам, лицам, проживающим на их территориях, так и к организациям любых форм собственности.

Осталось ли таковая вообще и будет ли ей место в обозримом будущем? Вопрос отнюдь не праздный. Всевозрастающая роль государства не может не вызывать опасений с абсолютно разных позиций и положений. И здесь трактовку понятия «свобода» будет логичным опустить, поскольку понятно, что она является нематериальным благом, оценить важность которой в стоимостном выражении, скорее всего, не удастся. И в каждой отдельной ситуации это понятие будет рассматриваться сугубо индивидуально, и зависеть от множества сочетания факторов, обстоятельств, контекста происходящего и так далее. Но, свобода – это именно то, что изначально вложил в нас «Творец», создавая нас по своему образу и подобию. Свобода выбора, свобода выражения своей собственной точки зрения, свобода передвижения, свобода принятия решений и так далее являются лишь частями этого всеобъемлющего и сложного понятия «свобода». Она как кислород, который мы не видим, но, только лишившись которого, можем понять насколько оно жизненно важно для нас. По сути, она является непременным условием для реализации личности, и развития, раскрытия её потенциала в целом.

И первостепенной наиглавнейшей задачей любого государства является поиск той самой пресловутой «золотой середины», когда роль государства и всякие свободы должны быть максимально «сбалансированы». Чрезмерный перекос в одну из сторон, неизбежно приведёт к деградации общества.

В случае усиления роли государства деятельность активной способной части населения будет неизбежно спадать. Зачем «биться о стену», если проломить её не представляется возможным. А значит: экономически активное население, будучи подавленным в проявлении своих задач и интересов, смирится с существующим положением дел, либо начнёт искать альтернативные способы их реализации, пусть даже вынужденно покинув её территорию.

В итоге государство получает «утечку» не только капиталов, но, что самое важное - мозгов. В долгосрочной перспективе генофонд самой страны становится, если можно так выразиться «обветшалым». А этого ли оно хочет: как оно может конкурировать на международной арене и даже задумываться об этом, если «цвет её нации» начинает отчаиваться или уже окончательно отчаялся в её возрождении. Разочарование, глубокое разочарование в людях, в себе, в государстве является отправной точкой общего спада во всём: начиная от личного проявления, мотивации отдельно взятого индивида, заканчивая обществом в целом. Экономический спад открывает дверь кризису, ну а тот, в свою очередь, может стать «триггером» для всплеска преступности и повального «непослушания», в чём бы оно ни проявлялось. Что, разумеется, вызовет ещё большое усиление позиций со стороны государства.

Так, «натянутая струна» и лопнет, и, может произойти «взрыв», сметающий всё на своём пути. Толпа, понявшая, что «терять», по сути, им уже нечего, лишившись всякого «терпения» может стать реальной угрозой существующей вертикали власти. А это уж точно, никому не нужно. Во всяком случае, тем, кто искренне пропускает через себя «всякую боль», связанную с дальнейшей судьбой своей страны. А о том, что такие сценарии явно не вписываются в дальнейшие планы руководства любой страны можно и не озвучивать.

Народ должен «дышать» свободно, свободой должен дышать. «Припирать» его к стенке крайне «взрывоопасно».

Государство должно очень деликатно «заходить», почти «на цыпочках» на какие-бы то ни было «территории» будь то бизнес идеи, налоговое администрирование, вопросы, касающиеся семьи и так далее. Чрезмерный контроль во всех сферах общества, так или иначе, в конечном итоге, уничтожит начисто «гражданскую инициативу». А это непростительно и недальновидно даже для тех, кто вообще лишен возможности анализировать. Любое общество может быть благополучно лишь тогда, когда в нём благополучны все, как в целом, так и по отдельности. Условия же для этого должно создать государство и ни в коем случае не пытаться обнимать «удушливо» при этом. И только это является непременным условием благосостояния любого общества.

С другой стороны, мы сколь угодно можем наблюдать «перекос» и в другую сторону, опыт некоторых стран, когда они в чрезмерных попытках «заигрывать с массами» в сочетании с желанием угодить им во всём, неминуемо катятся в «пропасть»: в пропасть интеллектуального, культурного, духовного забвения. Когда морально-нравственные принципы уже не работают, когда традиции беззастенчиво попираются, когда социум откровенно деградирует. И это, как видится, начало пути по «самоуничтожению».

Лишь взгляд с «не замыленным глазом», как бы со стороны, глубокое осмысление происходящего, искреннее желание (исходящее от самого сердца, а не в угоду своих амбиций) процветания общества – вот те составляющие, способные помочь в поиске той самой едва уловимой линии. Нащупать её удастся почти интуитивно и непременным условием, конечно, будет осознание скоротечности их собственных жизней, тех, от решения которых и зависит судьба целых этносов и народов. Как известно: кому много дано, с того много и спросят! Именно в их власти – способность здесь и сейчас улучшить жизнь многих. Непростительной ошибкой становятся самонадеянные «узколобые» попытки власти воспринимать народ как инструмент в достижении своих земных, а с высоты лет в чём-то никчёмных целей.

Вершителей судеб испытывает Вечность.