Когда не удается зарабатывать на жизнь творчеством или профессией, я отправляюсь на фриланс. Если подумать, на самом деле это бывает довольно часто. Я пишу тексты на заказ, а учитывая специфику моего образования, чаще всего это тексты академические (ну вы понимаете, о чем я). Работаю я в основном на одном и том же ресурсе с достаточно стандартным набором привилегий для клиентов: резерв денег на время выполнения работы, гарантия качества, причем весьма продолжительная, и прочее. Для исполнителей возможностей, конечно, гораздо меньше, но вариантов особо нет, да и сейчас не об этом. Я успела поработать уже со многими людьми, в большинстве случаев это были разовые заказы, хотя иногда клиенты возвращаются снова и снова уже лично ко мне, а не просто на сайт. Поскольку все происходит дистанционно, предсказать поведение другой стороны практически невозможно (мы же не знаем, какими словами нас называют и какие гримасы строят по ту сторону всемирной паутины). В основном ведется обычный деловой диалог. Но на собственном опыте могу сказать, что в этой сфере есть несколько типов заказчиков.
Почти идеальный
Размещает заказ полностью и без подводных камней, вроде «вышлю в личку» или «обсужу с выбранным исполнителем». На вопросы отвечает четко и по существу. Общается вежливо, встречные вопросы задает корректные. На связь выходит достаточно оперативно для того, чтобы его же собственный заказ был выполнен вовремя. Если все сделано качественно, профессионально и в срок, не стесняется поблагодарить за выполненную работу и оставить отзыв. "Почти идеальный" он, пожалуй, только потому, что в моих мечтах за отлично и к тому же досрочно сделанную работу мне еще и приплачивают. Эх, мечты…
Хитрюга
Старается заложить в описание заказа минимум подробностей, причем в основном приводит самые простые и недорогие элементы задачи. На вопросы отвечает четко, но не всегда по существу – с ним надо держать ухо востро и запрашивать уточнения максимально четко, чтобы было не увернуться. Когда все решено и вы с ним «пожмете руки», обычно выясняются новые подробности. Иногда совсем небольшие, а иногда занимающие больше времени, чем вся работа, на которую вы подписались. При этом заказчик обычно держится подчеркнуто вежливо (иногда даже слишком), а вы уже не можете отказаться от заказа, поскольку на рейтинге исполнителя это скажется ой как плохо. Вот и сидите ваяете текст за цену в пару-тройку раз ниже его реальной стоимости, ругая себя за то, что не разглядели чужую хитрость и обещая себе запомнить или записать этого «экономного» заказчика, чтобы больше не попадаться. Самое забавное, что он может обратиться к вам снова, со следующим заказом. Ну а что, ему то все понравилось. Бывает и такое.
Большой босс
Вечно занятой, вечно всем нужный и не имеющий ни капли возможности заниматься той «ерундой», которую в итоге поручит вам. Ну и что, что это даст полезные знания или разовьет нужный навык? Вы же понимаете, что они ему не нужны? Вон каких высот он достиг и без этого всего. Все занятые люди делегируют, вот и он делает так же. Пару раз за время вашего сотрудничества он обязательно напишет вам, что забегался, заработался, столько дел, не в последнюю очередь для того, чтобы вы понимали, на какого большого человека вам посчастливилось работать. Плюсом работы с таким заказчиком можно считать то, что к выполненной задаче он обычно не придирается, конечно если она выполнена своевременно и качественно.
Знаток-рабовладелец
Не обязательно босс, но тоже очень занятой. Он сам бы смог написать такое в два счета, но слишком занят, поэтому вынужден заказать работу вам. Задает миллион вопросов, требует, чтобы работу выполняли мельчайшими фрагментами и каждый согласовывали с ним. Чаще всего согласование выражается во фразе вроде: «Все в порядке, можете продолжать работать», но попробуйте только не выслать требуемый фрагмент. Ведь этот человек уверен, что купил вас за условные 500 или 1000 рублей, пока вы не сдали ему работу, он ваш хозяин. Да-да, это прекрасно отражается даже в диалоге в чате. У меня была заказчица, которая прислала мне вопрос о том, на каком этапе находится работа и что я я могу ей прислать 31 декабря. В 10 часов вечера. Когда я напомнила ей, что сейчас канун Нового года, заверила, что все будет готово вовремя и поздравила с наступающим праздником, она просто замолчала. Видимо где-то я опростоволосилась. А тем временем до даты сдачи работы было еще две недели. И, кстати, такой заказик никогда не снимет заказ с гарантии раньше срока и не напишет вам положительный отзыв. После того, как вы вышлете готовый материал, он с вами больше не заговорит, вы ему больше не интересны.
Призрак
Размещает заказ с минимумом информации, коллекционирует уточняющие вопросы и предложения о выполнении. Также молча может принять ваше предложение, даже внести на странице сервиса предоплату. Но ни на одно ваше сообщение он не ответит. Вопросы, просьбы, предупреждения, угрозы – ничего его не берет. Причин я не знаю, поскольку ни с одним таким заказчиком пообщаться мне не удалось (так и хочется добавить, что никто его не видел). С другой стороны, это самые безопасные потенциальные клиенты: отсутствие четкого задания и нежелание выходить на связь создает слишком много переменных. Даже представлять не хочу, сколько раз может потребоваться переделать заказ, суть которого даже просто понять проблематично. Время, нервы, да и рейтинг исполнителя – слишком ценный ресурс, чтобы тратить их просто так. Поэтому от таких заказом бывает меньше вреда, если от них сразу отказаться. Так я и делаю.
Конечно, бывают исключения и неожиданности. Иногда странноватый заказчик так старательно благодарит за работу, что становится даже немного стыдно, что относилась предвзято. А иногда подчеркнуто вежливый клиент начинает придираться буквально ко всему и без ясной цели. Однажды мне вернули текст на доработку, потому что заказчица не дочитала до конца, но «решила» что в тексте ошибка. Пришлось вежливо сообщить, что все верно, указать, где именно и что написано, после чего она как раз и сообщила мне, что просто не дочитала до этого места, и сняла свою претензию с повестки.
Не могу судить о том, как оно бывает в других сферах фриланса, но копирайтинг - он такой... Кстати, к полу и возрасту поведение заказчиков абсолютно точно не имеет отношения, это просто характер.