Найти тему
Creatio Officina Sibiricum

Бертран Рассел помогает понять время

Оглавление

© 2023, Сергей Борисович Куликов, доктор философских наук, доцент, Томск, Россия

Вступление

Каждый, кто хоть раз опаздывал на важную встречу, задается вопросом о том, что такое время. Ведь если мы сможем понять его суть, то, возможно, достигнем гармонии с ним и больше никогда не будем опаздывать. Тогда и остальные дела будут получаться своевременно.

Мотивы

Вопрос о сути времени настолько древний, что его можно считать «вечным». Еще Аристотель, обучая Александра Македонского, задавался в древности этим вопросом.

Статуя Аристотеля. Изображение взято из открытого источника в Интернете.
Статуя Аристотеля. Изображение взято из открытого источника в Интернете.

Аристотель писал в трактате "Физика", что время - это

...число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно

Впрочем, нет смысла заходить столь далеко и углубляться в дебри историко-философских изысканий. В современных условиях тоже существуют хорошие варианты обсуждения проблемы времени.

Пожалуй, наиболее типичным подходом к рассмотрению этой проблемы является её физико-математическое описание. Однако сложность формул, которые связаны с истолкованием времени в физике, затрудняет поиск ответа на философский вопрос о том, что же оно такое.

К счастью, даже сложные физические формулы имеют вполне доступное для понимания выражение. Стивен Хокинг, например, постарался перевести их на простой и понятный широкому кругу людей язык. Это помогло многим лучше понять физику и её законы.

Но мы пойдём совсем другим путём.

Решения

В современной мысли существует традиция, которая не требует глубокого погружения в самые сложные вопросы, хотя и предполагает знакомство с некоторыми логическими формулами. Однако, можно обойтись и без них. Речь идет об аналитической философии в её популярном изложении.

Причём важно, что для аналитической философии, в частности, восходящей к Бертрану Расселу, не свойственна скука, в отличие от многих других направлений философии. По крайней мере, в отношении времени. Сейчас я постараюсь обосновать.

Бертран Рассел. Изображение из открытого источника
Бертран Рассел. Изображение из открытого источника

В самом сжатом виде, концепция времени, предложенная Расселом в книге "Человеческое познание: его сфера и границы", может быть описана следующим образом:

Время суть понятие, значение которого определяется различными контекстами, среди которых нет одного единственно верного и которые в целом отсылают к разнообразным видам памяти и опытным данным, целенаправленно собранным на основе некоторых постулатов

Это сложное высказывание пытается раскрыть довольно простую суть концепции Рассела: время - это понятие, которое различные науки (история, психология, физика и другие) используют для сравнения того, что есть, с тем, что было или будет. Но смысл времени в каждой науке будет отличаться. В частных разделах знания используют специфические словари, в которых раскрывают содержание отдельных понятий.

Мы с вами, однако, обсуждаем не основы научной терминологии, а вопрос о том, что такое время. Более перспективным в этом вопросе является применение метода мысленного эксперимента. Такой метод применяется в аналитической философии и поможет нам понять, что же на самом деле представляет собой время.

Мысленный эксперимент

Представим такую ситуацию: есть мост, по которому едет машина и везет лекарства. Вдруг мост взрывается, и у водителя есть всего несколько мгновений перед падением в бездну.

Что же даёт такое допущение по вопросу времени?

В данном случае нам будет недостаточно, скажем, такого понимания времени, как "это было" и "вот, оно прошло", или же то, что есть "сейчас" стало чем-то, что "было". О нет! Нам становится важным чётко различить две вещи:

1) что точно происходит?

2) как описать то, что происходит?

Видим вот что:

Необходимо различать время в психологическом и физическом смысле. Об этом уже говорилось, но можно также рассмотреть это в контексте А- и В-последовательностей МакТаггарта. Интересно, какие преимущества дает такой подход?

Физическое время измеряется часами, в то время как психологическое время связано с восприятием и памятью человека. Кроме того, физическое время можно представить как равномерно протекающее в разных частях Вселенной, согласно классической теории Ньютона. Также ещё можно связать скорость течения времени со скоростью движения наблюдателя и объектов, которые он наблюдает, согласно теории относительности Эйнштейна.

Применим каждый из подходов - классический и релятивистский - для оценки психологического состояния водителя в заданных условиях.

В первом случае все зависит от объективных факторов, таких как масса и скорость. В этой ситуации время покажет, успеет ли водитель затормозить, чтобы машина с определенной массой и скоростью не упала с моста. Или не успеет. Все меняется в соответствии с Универсальными Часами, которые измеряют эти изменения.

Во втором случае, когда универсальных часов нет, важно учитывать скорость и направление движения. Также важно, с какой позиции наблюдается объект: внутри машины или с моста. Это не означает, что объективные показатели не имеют значения, но в данном случае на первый план выходит случайность, из-за которой время может течь то быстрее, то медленнее относительно разных точек наблюдения.

Однако, следует помнить о психологическом аспекте. Чем же психология может помочь в понимании времени для водителя, который мчится к обрушенной части моста? Здесь опять-таки важно рассмотреть ситуацию с разных точек зрения.

Первое. Если водитель выжил, то каждый момент времени в движущейся к катастрофе машине, который казался "скоро" (разобьемся), стал моментом "никогда".

Второе. Для того, кто не выжил, моменты, пережитые во время движения в машине, становятся моментами, которые он будет помнить всегда. Хотя такая оценка более справедлива не для самого водителя, а для его близких и родных.

Выводы

Итак, в итоге, можно дать довольно простой ответ на запутанный вопрос о том, что такое время. Получается, что время - это способ выбора или мера, с помощью которой определяется, в какой системе оценивать процессы.

Оправдано измерение времени независимо от случайных факторов, чтобы получить объективные "весы" и взвесить, как быстро всё стало хорошо или плохо. Но можно также включить в измерения момент субъективной неуверенности в том, какую позицию занять для наблюдения.

Тем самым всё, что происходит, происходит не быстро или медленно, не вчера, сегодня или завтра. Оно (это всё, что происходит) случается тогда, когда точно видно, что изменение произошло или не произошло. Повлиять же на события не получится ни в одном из перечисленных вариантов.

Между тем, задача повлиять не стояла. Нужно было лишь понять, что это за явление - время. В этом помогли саособы рассуждения, предложенные в аналитической философии.

Впрочем, существует ещё философская феноменология, в которой время понимается несколько иначе, чем в аналитической философии. Но об этой концепции поговорим в другой раз.

Источник: Оригинальный материал, публикуется впервые

© 2023, Сергей Борисович Куликов, доктор философских наук, доцент, Томск, Россия