Найти тему
Учитель гармонии

Тонкая тема

Июль, мой сорок четвёртый июль.

Вечерний дымок на волжском берегу, с едва заметной примесью чего-то хмельного.

Пусто и гулко внутри. Я не люблю нынче запахи костровые: в них тоска для меня. Давит. Колет.

Костры - это о юности, о ранней молодости. О людях, с которыми рядом свободно. О чувствах.

Сколько их было, костров - по берегам разных рек! Сколько закатов, сколько песен многоголосных, сколько беспечных лет позади.

Фольклорная тема давно закрыта. Десять лет я жила экспедициями по России. Экстремального туризма - наелась по горло. Луга, степи, ночные росы! Чай с чабрецом. Пламя костров. Последние осколки певческих традиций. Слишком мало порядка, слишком много вычурного гедонизма. Я любила эту музыку. Она вводила меня в транс, искривляла взгляды и принципы, полностью перенастроила голосовой аппарат. И казалось мне, что я не одинока в мире.

Вдыхала железнодорожную копоть - предвкушала новые серии чуда. Любила, непостижимо, и этот дрянский запах. Благодарно дышала убогой сыростью гостиниц в райцентрах, сельским навозным духом, нафталином местных отделов культуры. Путешествия, радость жизни, как мы это понимали. Чужие штампы, жадно впитанные странной студенткой-аспиранткой, - за неимением своего, личного счастья.

-2

Стопроцентный аудиал, я порой нахожу свой жёсткий триггер в запахах "из прошлого". В самых обычных, но таких тяжёлых для меня.

Вот, к примеру, свежая краска. Это первое сентября - ну, чуть заранее. Красят школу, красят училище. Новый виток нашей истории. Новые предметы, блистательные педагоги. Маленькие открытия - из года в год. Пухлые навороченные нонаккорды, своими руками. Гаммы до посинения, этюды "завышенные". Пальцы всё сильнее, планы всё круче. Уши, мозги, конкуренция. Любимая Сонатина Равеля - до слёз, в самое сердце. Прокофьева сонаты - Вторая, потом Третья, кувырком, вспотыкач. А вот и своя музыка, собственная. Кажется, что красивая, - а вообще кривая и кособокая. Никому не нужная. Думаешь, ах, откровение. А тут упрощённый слепок с Кабалевского, в лучшем случае: здорово, если так! Первые наезды от сильных мира сего, консерваторской профессуры. Мол, девочка, куда топаешь? Что ты здесь, позволь спросить, позабыла? Темы, темы гони! Где у тебя темы? Ах, не умеешь? Про что пишешь? "Про водичку в канавке?" Не дозрела до серьёзных материй? Куда ж тебе. Ты ж девочка. Ну учись - способная, а конкурс-то невелик, к нам поступишь.

Каждый сезон в учебных корпусах свежайшая краска. Что-то внутри злобно щекочет.

С какой целью учились столько лет? Зачем работаем - "плодим себе подобных"? Куда столько академистов - в частности, композиторов?

Уйти в теоретики. Восхищать подросших учеников логикой, красотой познания. У меня была одна дорога. Я на неё встала.

-3

А жизнь ли это? Кажется порой - репетиция. Ну, вот пока так, преподаём в "Мерзляковке" сольфеджио-гармонию, а потом посмотрим. "Ничего нет более постоянного, чем временное" (с). А так ли бедно это "временное"? Что с ним не так? Что - беспокоит? Казавшееся в 25 подарком судьбы, теперь - сугубая рутина, такая простая, схематически беспощадная.

Где творчество? В детстве, в юности. Творчество там, где непосредственность, где - взахлёб, без границ, потому что тянет, зудит, настигает везде, накрывает с головой, ибо никак иначе.

И это совершенно не обязательный пункт. Без этого прекрасно живут.

Бывает, мне люди льстят, нешуточно. Мол, ты, Наташка Игоревна, - творческая натура, тонких настроек человек, с тобою интересно.

Я улыбаюсь. Я знаю, что это не так. И я абсолютно спокойна. Голова моя ясна, счётчики работают, дети учатся, деньги тратятся и вновь ложатся на карту.

Электрички курсируют по Подмосковью. Я не стремлюсь никуда вовне, сторонюсь казёнщины, опасаюсь новых впечатлений. Мозг перегружен, полон пятиэтажных расчётов, завален хламом былых неоднозначностей.

-4

Над Волгой курится дымок, вокруг палаток кипит жизнь. Июльский берег пахнет молодостью, нищетой, авантюризмом.

Мокрые и довольные, дети мои бредут, помаленьку, к автобусу.

Счастлив тот, кто ни разу не столкнулся с непомерными ожиданиями в свою сторону. Тот, кто "просто живёт", никем не понуждаемый взлететь сколько-нибудь высоко.