Найти тему
В гости к бабушке Европе

Гуляя по Ярославлю, живо вспомнила Сиену: как меня нагнал синдром Стендаля — фрески, фрески...

Из всех впечатлений моего июльского вояжа по Ярославской и Вологодской областям неохваченными (и неописанными!) остались едва ли не самые интересные объекты – соборы в Ярославле, явные доминанты моего фреска-тура. И дело не в том, что самое очевидное всегда откладываешь на последний момент, нет, – просто тут и вправду слишком насыщенные впечатления, и потребовалось время, чтобы их все переложить на бумагу (ладно, на экран ноутбука).

Прелюдия: когда я гуляла по Ярославлю, мне позвонил друг с рабочим вопросом. Рабочий вопрос мы обсудили, и он дежурно спросил: мол, ну как тебе Ярославль-то?

– У меня тут синдром Стендаля... – ошалело отозвалась я.

– Что, неужели такой прекрасный город? – недоверчиво переспросил друг.

– Не город. Фрески...

Маленький нюанс: в тот день я успела употребить залпом фрески в пяти, кажется, ярославских соборах, и как раз шла ужинать и приходить в себя. Потому что имело место не самое удачное совпадение: в программе моего путешествия на Ярославль были выделены два дня, воскресенье и понедельник – а в большинстве музеев понедельник считается выходным днём!:( Обидно дико, но ничего не попишешь: отпуска у меня была ровно неделя, и чтобы успеть всё, что я хотела успеть, в Ярославле нужно было оказаться именно в эти дни. Выбора не было – пришлось в воскресенье устроить сумасшедший чёс по храмам, знаменитым своими фресками (а их много!). Не жалею, это было прекрасно. Тем более, что два храма удалось всё-таки перенести на понедельник, повезло, но об этом – позже.

Ну а в разговоре с другом я не слукавила: действительно синдром Стендаля. Что означает – для тех, кто не в курсе, – пресыщение прекрасным, чаще всего искусством. Уж насколько я терпеть не могу сравнения в духе «не хуже, чем», но в Ярославле действительно постоянно вспоминала Сиену. Не по стилю росписей в храмах, конечно, нет! Скорее по настроению и общей концентрации красоты.

Из-за чего весь сыр-бор? Какие храмы я успела охватить?

  • Спасо-Преображенский собор на территории ярославского кремля, который на самом деле не кремль, а монастырь. Первоначальная постройка совсем древняя: датируют ее аж XIII веком! Но, конечно, она давно сгорела.:( Существующее каменное здание помоложе, но тоже более чем впечатляет: начало XVI века, в фресковые росписи датированы серединой того же столетия. Причем уточняется, что фрески в Спасо-Преображенском соборе всего лишь одни из двух(!) в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного. Второй образец — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря. В Казани я пока не была, но, кажется, это очень весомый аргумент в её пользу!
  • Храм Ильи Пророка (Советская пл., 7). Начнём с того, что у этого храма очень эффектное расположение – посреди Советской (вообще-то Ильинской в дореволюционном девичестве) площади, на которой он высится абсолютной доминантой. Белый, с зелеными маковками и двумя шатровыми колокольнями... красивый!

На входе, на фоне белой ограды, очень здорово смотрятся глазированные изразцы с изображением животных, птиц и растений. Я люблю такую анималистику, поэтому у входа в храм задержалась.

Это XVII век, и в росписи храма участвовал известный мастер Гурий Никитин, и рука мастера узнаётся очень хорошо. Сохранность фресок впечатляет! А еще именно в этом храме нам довелось послушать небольшой концерт, песнопения, и это дополнило атмосферу.

  • Храм Николы Мокрого (ул. Чайковского, 1Б). Мне очень хотелось увидеть именно этот храм, потому что я знала, что как раз им вдохновлялся Сергей Щукин, когда строил свой особняк на Малой Грузинской улице в Москве (тот, где сейчас биологический музей, я о нем писала здесь и еще вот здесь). Некоторые мотивы оформления, дескать, почти точно скопированы.

Этот храм оказался не музеем, а вполне себе действующим храмом – следовательно, никакие музейные выходные дни на него не распространялись, так что его удалось оставить на понедельник. Ура! И билет покупать не нужно, просто накинь платочек на голову – и вперед, наслаждайся красотой. Фотографировать, кстати, разрешают совершенно спокойно (в этом выгодное отличие Ярославля от соседней Костромы). Один из местных... хм, не служителей, мужик был в гражданской одежде... скажем так, активистов даже подробно рассказал нам, что есть что, провел краткую экскурсию по фрескам. Заодно объяснил, почему Никола вдруг — Мокрый. У этого названия есть два объяснения. Первое более прагматичное: мол, эта территория между двумя ручьями всегда подтапливалась, поэтому и храм назвали мокрым. Второе отсылает к легенде об утонувшем в водах Днепра ребёнке, которого спас Николай Чудотворец (и потому считается покровителем тех, кто терпит бедствие на воде).

Конец XVII века, замечательный красный кирпич в сочетании с яркими зелеными куполами и интереснейшими изразцами (их тут много!). И внутри здесь снова хорошо узнаваемый Гурий Никитин.:) Хотя сохранность, конечно, ощутимо хуже, чем в тех храмах, которые стали музеями.

  • Храма Иоанна Предтечи (2-я Закоторосльная наб., 69). Тот, который на тысячерублёвой купюре. Не зря его на деньгах изобразили – это настоящая жемчужина Ярославля! Cимвол города. Расположен храм, правда, не очень удобно, чуть далековато от центра, – но это не проблема, если учесть, какое дешевое в Ярославле такси. Прежде чем заходить внутрь, нужно пару раз обойти вокруг здания, очень уж оно замечательное. Во-первых, это единственный в России пятнадцатиглавый(!) храм. Во-вторых, там замечательные крылечки, точно из русских сказок. В-третьих, снова яркие изразцы, а еще резной кирпич, который можно рассматривать сам по себе.

В общем, настоящая прелесть, а не храм! Внутри, разумеется, снова фрески, причём невероятное их количество: кажется, едва ли не полторы тысячи сюжетов. Чудесное место. Ну а теперь наслаждайтесь фотографиями фресок, которые внутри.

  • Храм Николы Надеина (Народный пер., 2А). Находится недалеко от набережной Волги. Этот храм, как выяснилось, шагает не в ногу с прочими музеями – и у него выходные дни среда и четверг. Снова ура, повезло! Здесь, кстати, ещё и очень приятная тётя-смотрительница попалась – не просто молча продала билеты, как все остальные, но заодно (и бесплатно) мини-экскурсию устроила и рассказала немного про фрески и про историю храма. Спасибо!

Про историю, впрочем, тут рассказать действительно надо. Слово какое-то странное, да? Надеина... Объяснение очень простое: это имя заказчика, купца Надеи Светешникова, который и заложил этот храм. Чей Никола? Надеин. Вот и всё. Причем, оказывается, это первый каменный храм в городском посаде в Ярославле, датируют его 1620-ми годами. Здесь фрески 1640-х годов, правда, основательно отреставрированные в XIX веке. Уникальность в том, что внутри храма сохранилась плита-медальон, на которой художники оставили свои имена. Это редкость, в те времена большинство мастеров оставались безвестными. Еще одна уникальная штука – иконостас в стиле барокко внутри этого насквозь русского храма. Понятно, что иконостас позже поставили, но контраст очень запоминающийся.

  • Церковь Богоявления Господня (Богоявленская пл., 12). Находится совсем рядом со входом в ярославский музей-заповедник, правда, из-за неудобно расположенных пешеходных переходов обойти площадь придётся кругом. Здесь одна часть – действующий храм, а вторая музеефицирована. Нетрудно догадаться, что вторая гораздо интереснее с исторической и архитектурной точки зрения. Здесь снова красивые красные резные фасады, изразцы и нарядный луковички-купола. Лаконичная постройка, но тоже запоминающаяся.

Важно: здесь действует то же правило, которое год назад здорово огорчило меня в Ростове – с 1 октября по 1 мая соборы закрыты в соответствии с правилами обеспечения сохранности фресковой живописи. Кроме действующего храма, конечно. Соответственно, сезон возможного осмотра очень короткий. Ещё можно успеть, так что если кого-то я заинтриговала – спешите организовать выходные в Ярославле.:)

Бывали в этих храмах? Любите фрески? Делитесь впечатлениями и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: