В 1981-м году британская рок-группа Queen, находившаяся в тот момент на вершине своей всемирной славы, задумала и начала записывать свой первый «экспериментальный» альбом «Hot Space», который вышел в свет в мае 1982-го. Считается, что альбом провалился, был плохо принят поклонниками группы, и впоследствии почти ни одна из песен с этого альбома «Квинами» на концертах не исполнялась. Но вот по прошествии веков и тысячелетий оказалось, что этот «альбом-раскладушка» (с двумя совсем разными по стилю сторонами пластинки) – вполне себе шедеврален, и если и заслуживает какой-то критики, то только со стороны всяких дураков, в хорошей музыке ничего не понимающих.
Я помню, что когда в 1983-м году впервые услышал альбом Queen «Hot Space», я просто ужаснулся. Я слышал на предыдущих альбомах любимой моей группы некоторые фанковые и рэперские навороты, но там, во-первых, их было мало, а, во-вторых, они были тяжелыми, как раз в ключе рок-музыки.
Но то, что я услышал на «Hot Space», было тогда для меня просто кошмаром. Я не дослушал диск до конца, в расстроенных чувствах вручил его обратно принесшему мне приятелю, и поставил на Queen крест.
Буквально через пару дней я навестил того моего приятеля, и прямо с порога услыхал прекрасную песню Queen, которую до этого никогда не слышал. Тогда, во времена СССР, у нас не были распространены «сорокопятки», на которых можно было услышать какие-то не изданные на больших альбомах раритеты, и потому я был в недоумении – откуда взялась не слыханная мной песня «Квинов», ведь всех их альбомы я знал как бы наизусть.
Но ларчик открылся просто. Зайдя в комнату приятеля, которую он оборудовал под домашнюю музыкальную студию, я обнаружил на вертушке тот же «Hot Space», который меня так убил незадолго до этого. И оказалось, что ужасной была только первая сторона пластинки, а вторая была выполнена все в том же стиле старых «Квинов», хоть и местами чересчур синтезированная.
Вот тогда я и стал относиться к этому альбому не как к ужасному, а как к экспериментальному, а потом и вполне достойному. Я записал его на пленку, но сначала пустил вторую, «квиновскую» сторону диска, а всеми этими «стилевыми ужасами» просто добил в конце.
В общем, так я и слушал этот диск – сначала первую (то есть вторую) сторону полностью, а вторую (то есть первую) – уже по настроению. Все же Меркурий – это Меркурий, и его вокал прекрасен в любой музыке, главное, чтобы она не была скучная.
К слову сказать, и «фанковая» сторона «Хот Спэйса» не была скучной, просто она была выполнена не в том стиле, на котором я когда-то начинал воспитываться, впервые услыхав рок-музыку в середине 70-х. И в этом я убедился, когда вышло очередное творение Queen – альбом «The Works» 1984 года.
Вот уж где нудняк – так нудняк! И этот альбом не спас даже волшебный вокал Меркурия. Дело в том, что «Hot Space» (вернее, его первая половина) был записан в стиле фанк, а «The Works» - в стиле «новая волна». А фанк от «волны» отличается как небо и земля. В самом фанке нет ничего нудного, это очень живая музыка, и проблема только в ее восприятии и мастерстве композиторов, взявших ее за основу своего произведения. А вот «волна» - это полная деградация всей музыки в целом, и она может убить любую песню, даже самую по своей сущности шедевральную.
Да, были на «The Works» и хиты, и какие-то признаки хард-рока, но это были попытки умирающего дикого пирата покаяться в своих грехах перед «культурным сообществом». Как я потом наверняка определил – даже в сугубо фанковских композициях «Хот Спэйса» было в разы больше классического тяжелого рока, если так можно выразиться, чем в песнях «The Works».
Таким образом я и понял, что «Hot Space» - это самое удачное в профессиональной сфере из того, что «Квины» тогда могли создать, особенно учитывая сложность аранжировок. «Взрослея» со временем в музыкальном плане, я все больше и больше понимал всю ценность этого альбома. Говорят, что музыка на нем танцевальная, но если так вдуматься, то она такая же танцевальная, как и альбомы T. Rex, Nazareth или даже AC/DC – под музыку любой из этих групп можно вполне прилично дрыгать ногами на любой поп-дискотеке.
В общем так – в отличие от двух последующих альбомов Queen «The Works» и «A Kind of Magic», сугубо «волновых» и сводящих скулы своей подростковой прямолинейностью, «Hot Space» можно считать шедевром в обеих своих ипостасях – и с первой стороны пластинки, и со второй. Главное – не сильно увлекаться поп-мотивами, а попытаться заглянуть в корень поглубже.
Прежде чем перейти к рассмотрению всех треков на альбоме, большинство из которых попросту гениальны, хочу сказать еще вот что. Когда «Квины» задумывали этот альбом еще летом 1981-го, они тогда находились на вершине всемирной славы, их альбомы распродавались миллионными тиражами, а сборник «Greatest Hits», вышедший осенью того же года, только в Великобритании был распродан в количестве 7 миллионов экземпляров, побив рекорд даже самих «Битлов». В Южной Америке после продолжительных гастролей по тамошним странам Queen вообще стали чуть ли не рок-героями всего континента. Денежки текли к ним со всех сторон, и почему бы на этой волне не поэкспериментировать?
Вот «Квины» и поэкспериментировали, причем так удачно, что, не смотря на критику и провал пластинки в чартах (относительный, конечно), она послужила отправной точкой для многих других музыкантов, создавших впоследствии под ее влиянием свои самые популярные альбомы, например, Майкл Джексон или Дэвид Боуи.
Считается, что Queen с этим альбомом «немного поспешили», то есть опередили время, потому что через время он все же стал считаться классикой. Но я так не думаю, потому что и потом музыканты группы не создали ничего подобного, а полностью ушли в волну, порвав с рэп-фанком все связи.
Сторона 1:
1). Staying Power (4:10) «Выносливость». По-своему шикарная вещь. Думаю, что в ней сильно много оркестровки, но если добавить хардовых гитар, включая и соло, и посильнее выделить струнный бас, то на концертах эту песню можно было бы играть как очень интересный благодаря своей жесткой фанковой основе металлический рок. Но «Квины» испугались реакции на альбом своих поклонников, и почти ни одной песни с него на концертах не играли, за исключением хита «Under Pressure». Но это не «альбомная» песня, так как была записана еще до его создания и вышла отдельным синглом в 1981 году, а потом была включена в «Hot Space» как бы прицепом.
2). Dancer (3:47) «Танцовщица». Еще один шикарный металлический рэп-фанк, но уже более конкретный, а потому и более интересный – тут Брайан Мэй очень хорошо разыгрался на своих фирменных гитарках, за что ему очень большой респект.
3). Back Chat (4:33) «Обратное общение». Очень красивая фанк-рэп-баллада. Да, создана для дискотек, но и под многие баллады тех же рокеров и металлистов Сюзи Кватры или Scorpions, к примеру, тоже можно прекрасно отплясывать на тех же дискотеках.
4). Body Language (4:32) «Язык тела». А этот шедевр прекрасно подошел бы к репертуару 10CC, достаточно только добавить гитар и убрать хлопки, которые тут как бы символизируют ударные инструменты.
5). Action This Day (3:32) «Действие этого дня». Моя самая любимая песня на всем альбоме. Нет, это самый настоящий хит, и я обратил на него внимание с того самого момента, как впервые прослушал пластинку полностью. С тех пор прошло почти 40 лет, и этот мотив у меня все эти десятилетия постоянно скрипит на зубах. Я придумал для него кучу самых разных аранжировок, включая и трэш-металлические, и во всех он выглядит шикарно. Главное, чтобы в них присутствовали крики Фредди и фальцеты Тэйлора.
Сторона 2:
6). Put Out the Fire (3:18) «Потушить огонь». Вторая по значимости вещь на альбоме. Типичный рок, типичный Queen. И что тут танцевального? Продуктивно можно танцевать и под «Smoke on the Water», и даже под «Paranoid».
7). Life Is Real (Song for Lennon) (3:31) «Жизнь реальна (песня для Леннона)». Эта песня мне всегда не особо нравилась – и мотив избитый, и концепция заказная. Единственно, что ее спасает, что Фредди тут выпиливает своей глоткой просто бесподобно.
8). Calling All Girls (3:52) «Вызов всех девушек». Прекрасная «танцевалка», чистый Queen прошлых лет, причем ни разу не попсовый.
9). Las Palabras de Amor (The Words of Love) (4:29) «Лас Палабрас де Амор (Слова любви)». То же самое – если тут и есть попса, то в той же степени, что и в хитах группы 70-х годов.
10). Cool Cat (3:48) «Шикарный кот». Ну, а это уже точно попса, но опять-таки, ничем не более попсовая, чем половина песен того же Пола Маккартни, который к попсе всегда относился как к чему-то грязному, и если и писал в этой сфере песни, то только под давлением обстоятельств, в основном финансовых.
11). Under Pressure (with David Bowie) (4:03) «Под давлением». А это вообще трэш, не хочу его комментировать. Как я написал выше, к альбому этот номер не имеет никакого отношения, потому что он был создан в июле 1981 года, и вышел на отдельном сингле в октябре того же года.
Бонус:
12). Soul Brother (3:35) «Брат по духу». Эта песня также была написана в 1981-м, но на альбом не вошла, а вышла только на сингле «Under Pressure» 26 октября. Принципиально неплохая песня, прекрасно подошла бы к любому альбому «Квинов» 70-х годов.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ QUEEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом Queen «A Kind of Magic», 1986 г. – это самое дно прославленной группы на ниве «новой волны»
Queen «The Miracle», 1989 г. ~ первый и единственный шедевр группы за все 80-е годы
Queen «Innuendo», 1991 г. – хоть и не шедевральное, но вполне убойное завершение карьеры группы
Мнение фаната: «Queen» записали всего 3 убойных альбома, а остальное всё – это погоня за длинным рублем