Найти в Дзене
Тёмный историк

Почему «отличные советские танки» не смогли в итоге переломить ход войны?

Сразу разочарую некоторых: сейчас речь пойдет не о Великой Отечественной войне, а о Гражданской войне в Испании. Впрочем то, что я сейчас напишу в этом тексте, будет во многих аспектах актуально и для 1941 года. И даже для Штурма Грозного в декабре 1994 — марте 1995 года. И ещё для очень многих войн, кампаний и отдельных операций.

Ведь это, зачастую, именно так и работает: тот или иной деятель приходит к выводу, что, мол, у СССР в 1941 году танков-то было больше, а некоторые из них ещё и «немецкие аналоги» превосходили. И тут начинается: «загадка сорок первого», «народ не хотел воевать за советский строй» и так далее.

Но вот у нас Испания, буквально «пузырящаяся энтузиазмом». Испания, в которой «вооруженный народ» воюет. И этот «вооруженный народ» ещё и получает поддержку от товарища И. В. Сталина. Среди этой поддержки значатся и танки.

Советский танк Т-26 в военном музее Валенсии.
Советский танк Т-26 в военном музее Валенсии.

И на бумаге «танковое превосходство» испанских республиканцев (с советскими специалистами за спиной, а иногда и в боях) было просто подавляющим. Почему?

Да потому, что СССР поставлял в Испанию легкие танки Т-26 с 45-мм пушкой и легкие танки БТ-5 с 45-мм пушкой. Но гораздо больше в итоге поставили именно Т-26. С пушкой. Это важно.

БТ-5 республиканцев в Испании.
БТ-5 республиканцев в Испании.

Потому что ни у немцев, ни у итальянцев в Испании вообще не было пушечных танков. Их танки, скорее, танкетки, были вооружены только пулеметами. Немцы в Испании применяли легкий танк Pz.Kpfw.I, итальянцы — танкетку Carro CV3/33.

Танкетка Carro CV3/33 ещё была с огнеметным вариантом.
Танкетка Carro CV3/33 ещё была с огнеметным вариантом.

Столкновения между Т-26 и Carro CV3/33 или Pz.Kpfw.I практически всегда заканчивались для последних плачевно. Это отмечали и советские военные специалисты (например Дмитрий Григорьевич Павлов). А в разведупре РККА появились вот такие, довольно радостные, выводы:

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.I.A в музее Эль-Голосо.
Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.I.A в музее Эль-Голосо.

«Однако в качественном отношении республиканская авиация и танки, как по состоянию материальной части, так и по искусству личного состава, превосходят авиацию и танки мятежников и интервентов...» (с) Обзор РУ РККА «Война в Испании. – Важнейшие операции на Центральном фронте». / РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 1015. Л. 30–50.

Вот только очень быстро выяснилось, что танки с танками воюют не так часто. А против танка с пушечным вооружением много «противоядий», от артиллерии до банальных бутылок с зажигательной смесью (их стали массово применять уже тогда, и в документах того времени, связанных с танковыми проблемами, этому оружию уделено много внимания).

Но самый страшный враг танка — это... собственная пехота. Если она не умеет взаимодействовать с техникой, не идет за танками, отступает без приказа, бросает танкистов одних, не умеет закрепляться на местности и т.д.

Бронетехника франкистов: трофейный Т-26 и немецкий Panzer I. Испания, 1938 год.
Бронетехника франкистов: трофейный Т-26 и немецкий Panzer I. Испания, 1938 год.

Часто бывало так, что танкисты оказывались в населенном пункте без поддержки пехоты, после чего обстреливались из укрытий или с подготовленных позиций. Это приводило к заметным потерям в среде танкистов, коих у республиканцев и так было немного, а более-менее подготовленных — ещё меньше. Иногда «новорожденные танкисты» сами отрывались от пехоты и, отрезанные от неё, погибали.

Такая история как раз произошла с целой колонной легких колесно-гусеничных танков БТ-5: в городке Фуэнтес-де Эбро танкисты оторвались от интербригады (октябрь 1937 года). Националисты быстро подбили часть машин, другую часть сожгли бутылками. Было потеряно не менее 16 танков, погибло 16 подготовленных экипажей. И увы, этот случай наиболее вопиющий, но далеко, далеко не единственный.

«Танки с испанскими экипажами, слабо подготовленные в вождении и особенно в стрельбе, свою задачу выполнили. Техническая неграмотность и неумение стрелять, незнание материальной части оружия требовали наличия на фронте непосредственно ремонтных бригад, которые на месте должны устранять аварии.

Танк Т-26 в армии испанских республиканцев, период Гражданской войны 1936 — 1939 гг.
Танк Т-26 в армии испанских республиканцев, период Гражданской войны 1936 — 1939 гг.

В качестве этих ремонтных бригад использовались русские экипажи, которые себя вполне оправдали. Опыт показал, что пехота, необученная и не умеющая стрелять, не верящая в свое оружие – в винтовку и пулемет, – не способна наступать, тем более что командиры рот и взводов сами безграмотны и наступать не хотят.

Артиллерия стреляет, как правило, на пределе, часто по своим, так как отделения связи с пехотой у артиллерии нет за отсутствием телефонов. Поэтому огонь артиллерии не является эффективным и не поддерживает наступления пехоты...» (с) из доклада командира танковой группы С. М. Кривошеина о боевой работе республиканских танков. / РККА и Гражданская война в Испании. 1936–1939 гг. : Сборники информационных материалов Разведывательного управления РККА. Том второй.

Будущий генерал-лейтенант танковых войск Семён Моисеевич Кривошеин любопытно и показательно рассказывал и об уровне подготовки испанских танкистов.

Семён Моисеевич Кривошеин.
Семён Моисеевич Кривошеин.

Один уехал с фронта к специалисту-командиру, потому что у машины пушка стояла на предохранителе («авария, что делать — не знаю»). Другой — потому что «танк медленно ехал» («войдя в танк, я обнаружил, что он поставлен на замедленную скорость, а потому двигаться быстрее не может. Разъяснил это, и командир танка поворачивает назад довольный, что авария кончилась...»).

При этом, танк Т-26 оценивался С. М. Кривошеиным как отличный по большинству показателей, но слабо бронированный. На фронте также появилась такая ситуация: пехота республиканцев отказывалась наступать без танков. Тогда как «танков на всех не хватало». То бишь танки оказывали положительное психологическое воздействие на республиканскую пехоту. Но, не умея взаимодействовать с танками, пехота ещё и получала «упадок морали» при отсутствии танков.

«Здесь нужно отметить, что испанские командиры пехотных частей Барсело и Дюма требовали от танкистов удержать фронт только танками, забывая, что основной силой обороны является пехота...» (с) С. М. Кривошеин. Упомянутый источник.

Женщина проходит мимо подбитого танка Т-26 Республиканской армии, период Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг.
Женщина проходит мимо подбитого танка Т-26 Республиканской армии, период Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг.

Так что да, советские танки Т-26 и БТ-5 сами по себе были лучше «аналогов противника» в той войне. Но. Слабая подготовка экипажей, недисциплинированная пехота, отсутствие взаимодействия между родами войск... все это «множило на ноль» характеристики советских танков и героизм военных специалистов, да и испанских танкистов. Но и не только это, конечно, там и политических проблем хватало.

Гражданская война в Испании показала, что «танки нового поколения» не являются каким-то «чудо-оружием». Они не могут выиграть войну за остальную армию. А ещё, порой, тактико-технические характеристики танка отходят на второй план в сравнении с подготовкой экипажей, снабжением и умением управлять соединениями. Местами Испания напоминает «мини-версию» картин лета 1941 года, когда мехкорпуса тоже оказывались без поддержки пехоты. Или же «чудо-танк» оставался без подготовленного экипажа. Или без топлива...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.