Святитель Филарет Московский (Дроздов):
Кто положил под нами землю, которая держит нас над бездной? Кто засветил в небесах светила, которые дают нам возможность видеть вселенную с её чудесами, и которые из земли вызывают для нас жизнь, красоту, благоухание, сладость, пищу, лекарство? Кто дал злаку и дереву благодетельный для нас закон - сверх необходимого в природе немногого числа семян производить с преизбытком множество плодов, нам, а не им нужное? Кто пролил на земле воду, которая нас поит и омывает? Кто приготовил нам сокровища света и огня в кремне и стали, в дереве и масле? Всё это Божие устроение.
Святой преподобный Сергий Радонежский, игумен Русской земли, основал лесную обитель посреди бора на горе у речки и построил там деревянную церковь в честь Святой Троицы (заложив начало знаменитой ныне Троице-Сергиевой Лавры). Великий подвижник, впоследствии великий игумен, сам носил воду из источника, колол дрова, строил деревянные сооружения, обрабатывал с иноками огород и сажал семена различных овощей, молол зерно и пек хлеб.
С именем преподобного Сергия связывают несколько благодатных источников ключевой воды; как умелый плотник, святой Сергий Радонежский устроил несколько колодцев над источниками.
Святой преподобный Серафим Саровский тоже подвизался посреди дремучего леса (подвизаться – значит проходить какой-либо подвиг, или совершать какое-либо трудное дело во спасение души своей). И рядом с кельей он возделывал гряды на своём огороде, собирал мох с болот и удабривал им землю, затем сажал там лук, картофель, капусту, свеклу; ходил за пчелами. Телесный труд порождал у него благодушное состояние, и старец Серафим работал с пением молитв.
Преподобный Серафим Саровский возложил на себя подвиг столпничества, тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне.
Известны также святые источники с целебной водой в местах подвигов святого старца, в том числе обустроенный им источник, с молитвой о пользе его.
Ключевые целебные источники существуют во многих святых землях. Есть и те, что связаны с именем святого праведного Симеона Верхотурского.
Святой праведный Симеон Верхотурский удалился из европейской части России за Урал. Величественные кедры, громадные ели, прекрасные долины, скалистые утёсы - вся природа располагала к богомыслию и отшельническим трудам. Он часто странником ходил по окрестным сёлам и деревням; в зимнее время занимался шитьём шуб в домах крестьян, не принимая за это платы и похвалы. Праведный Симеон любил уединяться на берегу реки, в молитве беседуя с Создателем. Там в летнее время он удил рыбу, сидя под разлапистой елью на камне (камень сохранился до наших дней); рыбы подвижник добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания. О трудолюбии праведного Симеона Верхотурского осталась народная память.
Святитель Иоанн Тобольский (Максимович):
Бог создал и призвал нас на землю, чтобы возделывать её и содержать в порядке, а не для праздности, уповать же на Него Единого, Всемогущего и Всещедрого.
Святой преподобный Силуан Афонский (Антонов):
Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.
Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня.
Смиренная душа, ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля.
В Духе Святом все небеса видят землю, и слышат наши молитвы, и приносят их Богу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
Хотя Бог знает наши нужды, но молитва нужна для очищения и просвещения нашей души. Хорошо на солнце: и тепло, и светло,- так и на молитвах пред Богом - нашим духовным Солнцем: и согреваешься, и просвещается.