Пишу про кино, но не раскрываю содержание фильмов, такого много на разных киношных сайтах, я пишу про свои ассоциации от увиденного и рассказываю о том, что зацепило. Может быть это поможет и вам взглянуть на фильм по-другому...
Лето, солнце (у нас, наконец, закончилась неделя проливных дождей), безмятежность отпуска - все это настраивает на лирический лад. Совсем не хочется думать и писать о серьезном, хочется расслабиться и наслаждаться красотой природы, легким привкусом ностальгии по юности и посмотреть хорошее кино.
А потому на выходных пересматривала свой любимый фильм "Пикник у висячей скалы" (1975).
Культовая драма австралийского режиссера Питера Уира по одноименному роману Джоан Линдси. Обычно фильмы снимают по бестселлерам, а тут наоборот - именно фильм принес славу роману, который особо не пользовался успехом до выхода фильма. Позднее вышел ремейк - шести серийный сериал "Пикник у Висячей скалы" (Австралия, 2018), но он и в подметки не годится оригиналу.
Это очень атмосферный фильм с викторианским антуражем, с нотками нуара и безграничным простором для фантазии, потому что в фильме нет завершенности, логического конца. Может кого то это и разочарует, а я такое кино очень люблю.
В день святого Валентина (в Австралии в это время самый зной) девушки-гимназистки отправляются на пикник к Висячей скале - древней мрачной геологической достопримечательности.
Одна за другой девушки в белых одеждах заходят в пещеру и больше никто и никогда их не увидит, как будто Дух Горы поглотил их и сделал своими наложницами.
А перед тем как зайти в пещеру, девушки расположились на поляне и, распаленные жарой, сбросили перчатки, чулки, корсеты. Они словно объяты непреодолимым томным желанием... Весь эпизод пронизан этой нарождающейся женской сексуальностью, может поэтому Гора их и забрала их к себе.
Сама Гора - мрачная и таинственная, влекущая юных гимназисток своей фаллической силой (по Фрейду гора действительно символ фаллоса, символ мужской агрессивности) навстречу неизведанному и запретному.
Сцена пикника медленная и тягучая, чувствуется, что что-то назревает, и угроза идет именно от Горы.
В фильме много символизма, в том числе цветового: белый цвет девичьего образа на пикнике созвучен внутренней чистоте и девственности.
Девушки исчезли, и на поляне остались лишь их сброшенные белые одежды...
Но одну девушку все-таки нашли. Уже после того, как не один раз местные жители и полицейские тщательно прочесали скалу. Безрезультатно, и все уже смирились с гибелью или похищением? девушек. И вдруг у входа в пещеру непостижимым образом появляется одна из пропавших девушек - Ирма. Она ничего не помнит и не знает, что произошло с ее подругами.
Но у всех какие-то предчувствия, что случилось сексуальное преступление, а не простая пропажа юных и невинных гимназисток. И таинственная молчание Ирмы, и особенно ее сцена отъезда домой из колледжа - все намекает на это.
Перед отъездом Ирма прощается с сокурсницами, она приходит в колледж в ярко-красном наряде. Все девушки в белом, а она - в вызывающе красном. Девушки прекрасно понимают, что означает красный цвет. Он символизирует потерю девственности и обретённую женскую зрелость.
Все смотрят на нее с восхищением и тайной завистью. Ирма покинула мир детства, она превратилась в женщину...
Вот так, один штрих и многое становится понятным? или наоборот, еще более запутанным.
Кстати, благодаря этому эпизоду, мне вдруг стало понятно, почему Зося из фильма "Школьный вальс"(1979) пришла на последний звонок в черном фартуке. Все девчонки в белых полудетских фартучках, и только Зося в черном.
Этот черный фартук сразу бросается в глаза. Раньше по своей глупой юношеской наивности я думала, что девчонке было просто недосуг подготовиться к школьному празднику. Родителям до нее нет дела, они заняты выяснением личных отношений, Зося в семье сама по себе. Как бегство от этой родительской нелюбви ее отношения с одноклассником, ранняя недетская любовь...
Именно после проведенной с Гошей ночи она и появляется в школе в черном, при том, что ее одноклассницы все в белом. Здесь черный цвет - как цвет вдовьего платка. Он символизирует и приобретенный женский опыт и намек на то, что отношения с Гошей уже не могут быть такими легкими и светлыми, как раньше, что впереди - неизбежный разрыв.
Вот так два цвета красный в "Пикнике у Висячей скалы" и черный в "Школьном вальсе" по сути являются цветовым символом инициации девушек (потеря невинности, превращение их в женщин).