Найти тему
Шакко: об искусстве

Что происходило со светом в картинах пушкинской эпохи

Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах и ежедневно.

Смотрите, всю прошлую неделю я показывала вам картины, по большей части пейзажи, которые были наполнены особенной, волшебной атмосферой. Погода и время суток были их главными героями. Нужно понимать, что умение видеть и изображать такое (что сейчас нам кажется must have для хорошего художника) на самом деле пришло очень поздно, благодаря открытиям импрессионистов. Именно они поняли, что вИдение вещей глазом изменяется из-за окружающего их света. На этой неделе я буду вам показывать, как свет воспринимали художники классицизма (эпохи конца 18 - первой трети 19 века). Если вы запомните эту их особенность, вы сможете определять время создания картины без того, чтобы смотреть на этикетку.⁣

По пейзажам того времени это не очень выражено, понятно не сразу. Поэтому, в качестве камертона, я вот сейчас вам даю картины другого жанра, с изображением людей. Это картины Энгра и ученика его Ипполита Фландрина. Смотрите, как они рисуют человеческую плоть: это не живая дышащая кожа, как будет у Ренуара (или было у Тициана с Рубенсом), а прекрасные фарфоровые куклы или очень высококачественные манекены из раскрашенного воска. Обратите внимание, как свет скользит по этим телам, как именно он отражается и бликует. Завтра попробуем поймать это же на пейзажах.⁣

Для контраста ставлю последним кадром Ренуара (Baigneuse Blonde, 1882). Изучайте именно скольжение света, то, как взаимодействует воздух с материальными телами.⁣

Тут листалка из 10 картинок.