Заходите к нам в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
Итальянский альпийский форт Шабертон по праву можно считать самым высокогорным укреплением в Европе. Даже сейчас его остатки величественно нависают над стратегическими горными перевалами Монженевр, Клапьер и долиной Ди-Чезана. Построенный по последнему слову техники XIX века, форт, однако, не оправдал всех затрат, усилий и надежд, которые были с ним связаны.
Начало реализации смелого проекта можно отнести к 1882 г., когда присоединившаяся к Тройственному союзу Италия приступила к модернизации оборонительной линии на границе с Францией. Инженерная комиссия не долго определялась с выбором места строительства нового форта. Со времен походов Ганнибала Западные Альпы были изучены военными инженерами вдоль и поперёк. В качестве ключевой точки был выбран недоступный пик Мон-Шабертон
(~ 3 130 м) возвышавшийся более чем на 1000 м над окружающими горными теснинами.
Работам по строительству форта предшествовала длительная инженерная подготовка. В 1898 г. солдатам, во главе с автором проекта, майором инженерной службы Луиджи Поллари Мальеттой (Luigi Pollari Maglietta), удалось пробить на вершину горы узкую козью тропу, по которой к облакам двинулись вереницы людей и мулов с тяжелыми грузами. Дело пошло веселее, когда построили канатную дорогу, соединившую строительную площадку с ближайшей деревушкой Фенилс.
Вершина горы была срыта примерно на 12 м, при этом на французской стороне строители оставили мощный естественный барбет, обеспечивший защиту главного строения батареи и каменных башен. В основании форта был возведен длинный каменный корпус, в котором разместили командные посты, казарму, лазарет, складские и вспомогательные помещения. Хранилище боеприпасов было обустроено в глубокой скалистой пещере, вырубленной прямо под зданием батареи.
На крыше главного корпуса возвышались восемь каменных башен, вооруженных 149-мм тяжелыми орудиями 149/35 A во вращающихся лёгких морских установках противоосколочного бронирования. Долгое время считалось, что форт находится вне досягаемости прямого выстрела противника. Высота башен была специально рассчитана чтобы обеспечить работу батареи в любых погодных условиях (больше всего боялись мощных снегопадов).
Первоначальный проект предусматривал размещение ещё одного артиллерийского яруса прямо в скале. Но, на это уже не хватило ни средств, ни политической воли. Тем не менее, в 1910 г. строительство узла обороны было окончено. Введённый в эксплуатацию форт Шабертон взял под контроль стратегические горные перевалы Монженевр и Клапьер, обеспечил надёжное накрытие района г. Бриансон и всех французских укрепленных пунктов, находившихся в зоне досягаемости орудий.
Когда же забили боевые барабаны, Италия резко открестилась от первоначальных военных планов. В то время, как Австро-Венгрия и Сербия еще обменивались дипломатическими нотами, гордые римляне 25 июля 1914 г. совершенно неожиданно заявили о нейтралитете. Кайзер Вильгельм II попытался было образумить итальянцев, взывая к союзническому долгу, но король Виктор-Эммануил III только подтвердил позицию страны, сославшись на исключительно оборонительный характер Тройственного союза: агрессия Австро-Венгрии против Сербии не запускает автоматически обязательства по коллективной самообороне.
В дальнейшем Италия выступила на стороне Антанты, поэтому форт Шабертон оказался на длительное время не востребован. Батарея была разоружена, а орудия отправлены на австрийский фронт. Содержание многочисленного гарнизона в условиях войны становилось всё более накладным. Вскоре личный состав был снят с продуваемого ветрами облачного пика, а укрепления и вовсе заброшены до лучших времен.
Второе рождение форт Шабертон пережил в начале 1930-х годов. В этот период правительство Муссолини приняло решение о возведении на французской границе оборонительной системы, получившей впоследствии название Западной Альпийской стены. Мощная сеть фортов, бункеров, батарей, казарм, приютов и военных дорог по всей границе с Францией должна была сделать альпийские рубежи республики воистину неприступными.
На укреплениях форта Шабертон был проведен капитальный ремонт, а батарею вновь вооружили теми же проверенными орудиями 149/35 A, которых у итальянцев к началу Второй мировой войны было в избытке. В рамках нового строительства был развернут подземный пункт управления, а на склоне горы возведена нижняя вспомогательная батарея B14 Пети Валлон, обеспечившая контроль над долиной Суза (Val di Susa). В 1940 году гарнизон форта насчитывал около 340 солдат и офицеров 515-й гвардейской пограничной батареи под началом капитана Спартако Бевилакуа.
Когда в июне 1940 г. итальянцы вторглись во Францию, форт Шабертон немедленно был задействован для бомбардировки альпийских укреплений линии Мажино. Были зафиксированы попадания по фортам Янус, Гондранс, Инфернет, Труа-Тет и ряду французских полевых батарей, впрочем, без особого ущерба. Сама же облачная батарея, как и предполагали итальянцы, оставалась неуязвимой, для ответного огня.
Однако, французское командование просчитывало такое развитие событий. Для борьбы с итальянским опорным пунктом была отряжена 6-я батарея 154-го стационарного артиллерийского полка под командованием лейтенанта Андре Миге (Andre Miguet), на вооружении которой находились четыре 280-мм тяжелые осадные мортиры системы Шнейдера обр. 1914 г. Орудия отличались крутой траекторией полёта снарядов, позволяющей поражать укрепления под углом падения 50°. Французы установили гаубицы за пределами видимости противника на обратных скатах высот, разнеся взводные артиллерийские позиции по фронту.
Утром 21 июня 1940 г. выстрелы 6-й батареи начали сотрясать гору Мон-Шабертон, как зловещее предзнаменование надвигающейся катастрофы. «С пункта управления, расположенного на склонах [горы] Инфернет, я наблюдаю, за работой [батареи] Шабертон. Эта деятельность, подтверждается [фортом] Янус, который не только видит вспышки выстрелов, но и принимает снаряды...» – писал в отчёте лейтенант Миге.
«Начальство немедленно приказывает открыть огонь, к сожалению, Шабертон заволакивает плотный туман… Просветы появляются около 10 часов утра. Я тотчас предупреждаю взвод Поэ-Морана, люди которого только и ждут команды, чтобы вступить в дело.
…Первый выстрел пришелся туда, где я его и ожидал. Теперь все, что нужно сделать, это переместить огонь и быстро добиться попаданий в нужное место. Второй и третий выстрелы приближаются к башням все ближе и ближе. К сожалению, гору снова затягивает туман, и мне приходится ждать до 15:30, чтобы возобновить стрельбу. Наконец видимость улучшается: нельзя терять ни секунды. Два взвода Поэ-Морана и л'Эйрета вступают в бой немедленно...
Соседний наблюдательный пункт, докладывал о разрывах, которые для меня были не видны; с другой стороны, Янус сообщал результаты своих наблюдений. К грубым прикидкам «направо так много, участок ниже так много» постепенно добавлялись более точные сведения…»
Поначалу гарнизон форта Шабертон не замечал угрозы, завязав перестрелку с одной из французских батарей. Причём дуэль со временем становилась только ожесточенней. Однако, уже в 17:00 огромный снаряд поразил первую башню, где погибли четыре артиллериста. В 17:30 на уровне пятой башни проявилась яркая вспышка, вызвавшая пламя огромной высоты. Конструкция была полностью разрушена и сорвана с постамента, пять артиллеристов погибли мгновенно.
В 17:40 было зафиксировано попадание в третью башню, металлические листы которой разлетелись на несколько сотен метров, а сами стены рухнули на террасу батареи. Как впоследствии вспоминали сами итальянцы: «Когда увидели, что на воздух взлетает третья башня Шабертона, мы поняли, что это конец». Около 18:00 очередной снаряд упал рядом со второй башней, предположительно вызывав детонацию боекомплекта. Примерно в 18:30 прямо посередине Шабертона вырос огромный чёрный гриб, полностью скрывший батарею.
С наступлением темноты французские гаубицы прекратили огонь. Всего был произведен 101 выстрел из которых удалось добиться 57 попаданий. Были уничтожены 6 из 8 башен, выведена из строя канатная дорога, серьезные повреждения получил главный корпус форта. Несмотря на адскую бомбардировку, учинённую французской артиллерией, погибли только девять солдат гарнизона и около 50 получили ранения. Однако, значительные материальные результаты были ничтожны, по сравнению с произведенным моральным эффектом. В 22:10 форт Шабертон отправил в эфир сигнал SOS, потребовав эвакуации раненых и продовольствие.
В течение следующих нескольких дней оставшиеся орудия форта продолжали вести огонь, хотя и с гораздо меньшей интенсивностью. Со своей стороны, французы также производили обстрел, впрочем, не добившись существенных результатов. А затем наступило перемирие, подписанное 25 июня 1940 г. на вилле Инциза (Incisa) маршалом Италии Пьетро Бадольо и армейским генералом Шарлем Хюнтцигером. С этого дня форт Шабертон, как и вся Западная Альпийская стена, оказались никому не нужными.
До сентября 1943 г. батарея ещё занималась небольшим гарнизоном, который покинул гору сразу после получения известий о капитуляции Италии. Осенью 1944 г. форт Шабертон был вновь оккупирован подразделением прогерманской Итальянской социальной республики. Однако, служба на горной вершине оказалась настолько суровой, что личный состав предпочел оставить укрепленный пункт. В этот раз, форт был заброшен окончательно.
В 1947 г. согласно Парижским соглашениям окружающие альпийские территории отошли к Франции. На Италию были возложены обязательства по демонтажу форта Шабертон, с вывозом вооружения и всех металлических конструкций. В наше время суровый альпийский форт превратился в любопытную местную достопримечательность, всё ещё поражающую обывателей величием и смелостью инженерного замысла.
Заходите к нам в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.