В России существуют тысячи компаний. Каждая компании имеет свою организационную структуру, сферу деятельности, объемы работ.
Поэтому существует огромное количество решений по обеспечению безопасности компаний. При численности компании от 1 до 20, чаще вопросами безопасности занимается первое лицо компании или его заместитель.
При росте компании возникают потребности в найме охранников (сторожей) или заключаются договора с вневедомственной охранной, ЧОП и т.п. Вопросы кадровой и экономической безопасности решают работники компании. Нередки случаи, когда вопросы безопасности перекладываются на работников, чьи функциональные обязанности первоначально не предусматривают функции обеспечения безопасности: бухгалтера, администраторы, ассистенты, работники кадров. Либо наоборот на работника безопасности возлагают функции не связанные с безопасностью - административно-хозяйственная деятельность, грузчики (оператор погрузочно-разгрузочных работ), дворники (менеджер по клинингу).
Либо на работника безопасности возлагают несколько направлений работы: обязанности охраны, разработка, монтаж, обслуживание инженерно-технических систем охраны (ИТСО), кадровая безопасность, экономическая безопасность, работа аналитика, информационная безопасность. Многие руководители российских компаний хотят чтобы работники службы безопасности были универсальными специалистами. Это прежде всего связано с тем, что они не хотят платить заработную плату 6-9-12 работникам. Они рассчитывают бюджет на выплату лишь одной зарплаты. Иными словами работу сбшника воспринимают как вынужденные расходы, которые любыми способами хотят минимизировать. Если в малых компаниях объем работ небольшой и вполне по силам одному специалисту. То с ростом компании (филиала) специалист будет прям разрываться от обязанностей. От этого будет безусловно снижаться качество работы. Опасней то, что это может повлиять на устойчивость компании и вместе с этим вероятно компания потерпит финансовые потери. Кроме того найти специалистов с широким спектром навыков по всем направлениям сложно. Кому-то легко даётся работа с техникой, но сложно вести подсчеты, проводить аналитику. А кто-то как рыба в воде в проведении различных опросов, решении дедуктивных задач, но умирает от скуки на посту охранника или и у него нет технических знаний по наладке охранной сигнализации.
Провал одного из шести направлений обеспечения безопасности предприятия может нанести ему непоправимый урон. Осознание руководителями этого факта поможет найти руководителю и его заместителю по безопасности оптимальное решение. В моей практике даже некоторые руководители по безопасности не желали вести переговоры с первым лицом предприятия о повышении смет для улучшения одного или нескольких направлений безопасности. Бывали также случаи когда службой безопасности выявлялись недобросовестные работники, но их добрый директор прощал и желание работать опять в этом направлении у работников СБ пропадает. Это всё равно, что ругать пса за принесённую утку.
В зависимости от опыта, моральных принципов руководителей компании решаются вопросы по возмещению финансовых потерь. В некоторых компаниях возлагают все потери на персонал. В других совершенствуется охранное оборудование, усложняется структура охраны. Каждое решение ведёт к своим закономерным развитиям событий.
В первом случае, если не проводить работу по выявлению лиц, виновных в хищениях, а возлагать всю вину на весь персонал, то в случае, если хищения совершает человек из вне, он продолжит хищения в компании или в других компаниях с аналогичным подходом к безопасностям.
Если хищения совершает один или группа сотрудников компании, то их аппетиты со временем будут расти. Так же возможно, что другие работники тоже примкнут к этой группе или уйдут, если им не позволит дальше работать совесть.
Поэтому в любом случае необходимо усложнять охрану имущества и совместно с работниками правоохранительных органов вести работу по привлечению виновных к административной или уголовной ответственности.
Большую роль в обеспечении безопасности компании играет документальное закрепление прав, обязанностей, функций всех работников, обеспечивающих безопасность. Иными словами у работников безопасности должна быть должностная инструкция, а у структурного подразделения безопасности должен быть положение. И должные инструкции и положение структурного подразделения по безопасности основываются на законодательстве государства, коллективного договора и других нормотворческих документах компании (предприятия).
Закрепление в документах функционала работников безопасности дают им основания для взаимодействия внутри компании. Уровень правосознания у людей растёт, поэтому у них часто возникают вопросы к работникам СБ - на основании чего они запрашивают ту или иную информацию. Это также защищает от самоуправства безопасников, обеспечивает сохранность документации.
Кроме того инструкции помогают и при взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов. Инструкция это прежде всего четкий алгоритм действий для работников не имеющих опыта работы в МВД, ФСБ, МО и других силовых ведомствах. Встречаются в СБ работники не носившие погоны и форму, не присягавшие отчизне. Кроме того в каждой компании в зависимости от архитектуры охранных систем и регламентов допуска существуют свои особенности.
Некоторые руководители воспринимают работников СБ как людей, способных решать их личные проблемы: поменять без очередей документы, решить проблемы с сотрудниками ДПС, организовать охоту, проверить человека на предмет судимостей, создать аналитическую справку на компанию при решении вопроса о покупке/продаже имущества. Для этих задач кроме профессиональных качеств работников СБ, руководители компаний надеются использовать их личные связи бывших сотрудников силовых ведомств. Данные поручения руководителей не оформляется в должностных инструкциях, так как носят конфиденциальный характер.
В рамках одной статьи не описать все случаи с которыми может столкнуться работник СБ. Но совет для всех кто желает работать в этой стезе: задавайте вопросы при трудоустройстве, а не только отвечайте. Тогда будет понимание по силам ли Вам спектр обязанностей, удовлетворит ли з/п, какой уровень общения с руководством, имеются ли перспективы карьерного роста. После приёма на работу первоначальная информация поможет определиться, останетесь Вы в этой компании надолго (при совпадении первоначальной информации с реальностью) или стоит искать другого работодателя (если информация не подтвердилась).