Найти в Дзене
Михаил PRO

КОСТРОМСКОЙ ТРОЛЛЕЙБУС: ушедший в историю

Всем привет! На этой неделе в Костроме произошло грустное событие: закрытие троллейбусного движения. Я не смог пройти его стороной. Если не интересно, пропустите. Очередной заброшенный храм скоро будет.

Костромской троллейбус не доехал полгода до своего 50-летия. В этой материале я просто решил поделиться своими мыслями и воспоминаниями об этом виде транспорта... и фотографиями.

Троллейбус открыли в Костроме в 10 января 1974 года; тогда считалось, что это прорывной проект в развитии города. Уже легендарными стали фото с пуска первых электромашин:

НА маршруте, остановка "Филармония"

-2

Подробнее об истории троллейбуса в Костроме можно почитать здесь:

Из истории костромских троллейбусов

Но я эти в эти годы не жил, для меня троллейбус в Костроме был всегда. И был уже таким... "ЛУЧШЕЕ В КОСТРОМЕ". Пройдемся по маршрутам...

Мое фото
Мое фото

Маршрут №1. "пос. Октябрьский-мкр. Паново" С чем ассоциируется "первый троллейбус". Я думаю для многих костромичей моего возраста (35 лет) это в первую очередь студенческий троллейбус.

После окончания школы в 2004 году, я поступил в Костромской государственный технологический университет. У моего вуза было 8 учебных корпусов. Но если 7 располагались компактно в центральной части города, то восьмой, корпус "Е", был совершенно в другом районе, за Волгой. Это огромный учебный копрус в 5 этажей, с множеством лабораторий, несколькими спортивными залами, лекционными аудиториями амфитеатром и т.д.:

Мое фото
Мое фото

У Е-корпуса даже была техбаза военной кафедры нашего университета:

Мое фото
Мое фото

Именно в этот корпус на учебу и обратно домой нас вез троллейбус №1. Битком набитый веселыми студентами старый добрый ЗиУ мчался по мосту через реку Волгу. Особенно запомнился троллейбус с бортовым номером 04. Именно он всегда был на первом.

Автор фото: Сергей Лаврентьев
Автор фото: Сергей Лаврентьев

04-й был 1993 года выпуска, и к моим студенческим годам уже наработал 11 лет. В какой-то момент он исчез. Спустя пару месяцев по новостям прошел репортаж о состоянии костромских троллейбусов. В частности в кадре появился уже знакомый 04, про который, журналист сказал, что эта машина живет уже свою вторую жизнь. Это означало, что износ машины более чем 100 %. НО!!! Мастера троллейбусного парка собственными силами провели ему капитальный ремонт, и он скоро вновь выйдет на линию. Его хватит ещё на пару лет. Действительно, наш 04 скоро появился на родном маршруте, но уже в желтом цвете. На 4 курсе моего обучения он был таким:

Автор yR29ik : https://transphoto.org/photo/118178/?vid=10819
Автор yR29ik : https://transphoto.org/photo/118178/?vid=10819

В 2009 году я закончил университет, поступил в аспирантуру, стал преподавать. А 04 ещё несколько лет возил студентов. В конце он был таким:

Автор фото Д.Матвеев.
Автор фото Д.Матвеев.

В 2006 году к "единичке" на подмогу пришел троллейбус №9 "Троллейбусное депо-мкр. Паново". На этом маршруте остался в памяти троллейбус с бортовым номером 183:

Мое фото
Мое фото

История конкретно этого троллейбуса осталась в репортаже местного телевидения. Предлагаю посмотреть:

Архив. Открытие 9-го маршрута троллейбуса. Город Кострома 2006 год.

183 был собран работниками нашего депо из отремонтированных агрегатов старого троллейбуса с таким же номером. Донор в 90-е был таким:

-10

Просто запомнилась первая поездка на новом 183 по девятке. Это был конец зимы. Мы с друзьями шли после пар уже вечером. Последняя пара заканчивалась в 18.20. И вот к остановке подъезжает новый белый троллейбус. Практически пустой салон. Не подумайте, что на троллейбусе никто не ездил, просто вечер, а наша остановка была следующей после конечной. Внутри все оказалось как всегда, но новый. Он быстро домчал нас на ту сторону Волги. Мне нужно было пересесть на автобус.

Студенчество - прекрасная пора в жизни каждого человека. Много разных ассоциаций рождает это время. Для меня ко множеству студенческих воспоминаний теперь добавился 1 и 9 троллейбус, которые ушли в историю...

Маршрут №2. Наверное самый легендарный маршрут города, он шел до железно-дорожного вокзала. Именно "двойка" встречала костромичей и гостей города с московского поезда в 5 часов утра. Именно "двойка" всегда провожала нас на вокзал... Именно "двойка" закончила в Костроме троллейбусное движение(((

Мое фото
Мое фото

Здесь хочется поговорить о людях. Ведь сам троллейбус это лишь металл. За его работой стоял большой коллектив. И мы, кто любили костромской троллейбус - его пассажиры. А потому, пару слов о людях.

Буквально на днях, мой знакомый священник рассказал один интересный случай. Как-то раз он провожал на московский поезд группу гостей из 8 человек. Центр города. И вдруг, едет "двойка". До остановки далеко. Троллейбус закрыл двери и стал набирать скорость. Не успели... Невольно мой знакомый махнул рукой, словно ловил такси. Конечно от досады, что не успели, и надежды: а вдруг?! И чудо случилось. Водитель-женщина остановилась проехав уже более 100 метров от остановки. Троллейбус распахнул двери, наши герои с легкостью добрались до вокзала... Формально водитель нарушила правила, но сделала доброе дело. Наверно именно поэтому многие костромичи называли троллейбус "душевным".

Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото

Второй момент из жизни "двойки" - необычный пассажир. Наверное, многие из 90-х и 00-х помнят в троллейбусе номер 2 необычную пассажирку - бабушку, увешанную крестами и с большими чемоданами... Ее зовут "баба Нина":

-14

Баба Нина и сейчас жива - здоровья ей и долгих лет. Это человек святой жизни. Она из Шарьи. Но практически все время жила при храме св. Иоанна Кронштадтского в Костроме, что на ул. Привокзальной. Всю свою пенсию она отдавала на благотворительнось, жертвовала на храмы... Сама же жила на милостыню, с которой также обильно жертвовала... Режим дня ее был такой: утром и вечером она как правило ездила по храмам на службы (особ. часто посещала храм Воскресения на Дебре). Днем писала записки за людей и молилась. Самое интересное - ночь - она просыпалась как правило в час ночи и до пяти утра молилась... И да, она очень любила троллейбус, особенно двойку, т.к. и до храма от остановки не далеко, и на вокзал - домой в Шарью за пенсией съездить, пожалуйста! Я очень хорошо помню, денег с нее никто не брал, хотя она честно давала плату за проезд. Во время поездки она часто пела молитвы и ли песни собственного сочинения, которые пробуждали совесть, или просто говорила разные небылицы, которые если вдуматься имели глубокий смысл.

Третье. Я в детстве пел в детском хоре Костромской епархии. Занимались мы в здании Костромской духовной семинарии. Это улица Симановского. Туда как раз шел троллейбус №2.

Для меня неизменным "двоечником" остался в памяти троллейбус с бортовым номером 14. На этом фото он проезжает мимо Богоявленского монастыря, на территории которого и расположена семинария.

Автор: Лученецкий Ярослав https://transphoto.org/photo/43971/?vid=10826
Автор: Лученецкий Ярослав https://transphoto.org/photo/43971/?vid=10826
Автор: Сергей Лаврентьев
Автор: Сергей Лаврентьев

Маршрут №3. "Пос. Октябрьский - Знамя труда"

Этот маршрут памятен мне с самого детства. Именно на тройке мы ездили из Октябрьского к моему другу в гости в Черноречье. Вот тройка разворачивается на конечной, недалеко от моего дома...

Мое фото
Мое фото

Тройка была одним из самых длинных маршрутов Костромы. В детстве можно было просто покататься на нем.

На третьем курсе своего студенчества я проходил практику в Управлении Министерства юстиции по Костромской области, которое находилось на противоположном конце маршрута №3.

А в обед я пару раз ходил на конечную поснимать троллейбусы. Пожалуй самый красивый "троечник" в 2007 году был троллейбус с бортовым номером 161. Сейчас его реклама оказалась реальностью: это было "Лучшее в Костроме"

Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
Мое фото
-23

Ведь красавец! Это остановка "Знамя труда" является конечной для двух маршрутов: 3 и 4.

Еще одна тройка. В рекламе. Я ее оставлю без комментария. Троллейбус закрыт - и это действительно реальное дело!

В тот день для меня и моего друга произошло случайное знакомство с троллейбусом в новой роли: нам дали поставить штанги:

На фото я и вечный костромской "четверочник" - троллейбус с номером 02.

Итак, маршрут №4 "Знамя труда - завод "Рабочий металлист". Этот маршрут шел за Волгу. Мои главные воспоминания с четверкой - это поездки в музыкальную школу.

-26

Наверное как и любой мальчишка, я любил стоять около перегородки водителя и наблюдать за дорогой. Для меня всегда было интересно, что же там в кабине трещит в ящике в кабине, но надпись на крышке ящика, подсказывала мне, что я этого не узнаю: "при поднятых токоприемниках открывать запрещается". Если кабина была закрыта занавеской я старался встать здесь:

-27

С четверкой у меня осталась одна интересная фотография. Мы возвращались с друзьями из гостей. К остановке подъехала четверка, мы стали заходить. В итоге эта фотография получила название "Тени исчезают в полночь":

-28

Тогда троллейбусов было много. Вот фотография в Новый 2008 год: на конечной "Знамя труда" в очередь выстроились 3 и 4:

-29

Поближе:

-30

Вторая конечная "четверки" - "Рабочий металлист" имела одну интересную особенность: разворотное кольцо и прилежащие улицы образовывали цифру 4. Вот как это выглядит на карте:

-31

Внутри треугольника и находилось разворотное кольцо. Вот как раз очередная "четверка" на этом кольце (сторона ул. Московской):

-32
-33
-34

Эта конечная еще была отправным пунктом маршрута №5. "Пятерку" очень рано ликвидировали. Я лишь помню, что когда еще был в младших классах, то именно на 5-ке мог доехать без пересадки их обычной школы в музыкальную. Спустя лет десять 5-ка вернулась, но это была уже совсем другая история, и было это недолго:

Автор: Макс Иртюга.
Автор: Макс Иртюга.

Маршрут №6. "Депо-Знамя труда". Я по этому маршруту ни разу не ездил. Говорят когда-то был востребованый маршрут, прибыльный. Но в последние годы, по линии 6-ки, троллейбусы №3 ехали из депо на свой маршрут. Троллейбус №193 очень часто можно было увидеть именно на 6-ке:

Автор: Stephan S
Автор: Stephan S

Маршрут №7. "Черноречье-Депо". Скажу честно, для меня 7-ка была логическим продолжением 2-ки... С ней нет особых воспоминаний, т.к. те участки, где пользовался троллейбусом 7-ка как правило повторяла 2-ку. Но для жителей мкрн. Черноречья это был легендарный маршрут... Ах да, 7-ка везла парней в военкомат).

Очень часто по 7-ке работал красивый синий троллейбус с бортовым номером 12:

Автор: Лученецкий Ярослав
Автор: Лученецкий Ярослав

Правда я этот троллейбус запечатлел уже в политической рекламе "реальных дел" и по 4 маршруту:

-38

Вот такие воспоминания нашем любимом костромском троллейбусе, ушедшем в историю 30.06.2023 года.

Всем спасибо за просмотр. Пишите свои комментарии о своих воспоминаниях и эмоциях, которые дарил Вам костромской троллейбус... да и не только костромской...

Пока!