Найти тему
Уфа. Фото. Истории

Приплыли: показываю некогда роскошный пароход «Уфа», который стал призраком Павловки

Прежде судно совершало круизы в Москву, но теперь проржавело и было разграблено мародерами

Сейчас «Уфа» представляет собой печальное зрелище. Фото: Тимур Шарипкулов
Сейчас «Уфа» представляет собой печальное зрелище. Фото: Тимур Шарипкулов

Эта заброшка в своем роде уникальна: списанный в середине 80-х пароход «Уфа» Бельского речного пароходства, ходивший в круизы до Москвы, доживает свои дни у турбазы на Павловском водохранилище. Смотрите, как выглядит некогда роскошный интерьер 63-летнего пенсионера речного транспорта сейчас.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Двухпалубный пароход проекта 737 типа «Сталин/Рязань», названный в честь столицы Башкирии, сошел с верфи в Венгрии в 1958 году.

Грузопассажирские колесные суда дальнего плавания этого типа стали последними пароходами, заказанными Союзом. Бельскому речному пароходству достался десяток таких машин.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Из Будапешта суда буксировали в Ростов-на-Дону, откуда они своим ходом отправлялись в Уфу.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

70-метровый речной гигант, развивавший скорость до 25 километров в час, мог взять в круиз из Уфы в Москву около двухсот отдыхающих.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

За сезон с мая по сентябрь судно успевало сделать девять круизных рейсов.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Своим богатым убранством эти пароходы поражали воображение советских людей, не избалованных заграничными поездками.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Из Будапешта суда прибывали в республику полностью укомплектованными — с коврами и хрусталем, что тогда считалось большим шиком. А все помещения были отделаны ценными породами дерева.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Каюты разных классов комфортности вмещали от одного до восьми человек — некоторые имели собственные умывальники.

-16

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

К услугам пассажиров — два ресторана со столовыми сервизами, изготовленными по спецзаказу, и два салона отдыха, где слух пассажиров услаждали два фортепиано.

-18

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

За 18 дней вояжа из Уфы в Москву и обратно отпускники могли посетить Казань, Чебоксары, Кострому, Горький, Ярославль, Углич, Калинин. А в столице их ждала специальная экскурсия.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Туристическая памятка тех лет обещала, что «путешествие даст возможность наглядно убедиться в тех огромных преобразованиях, которые достигнуты нашим народом за годы Советской власти под руководством КПСС». Конечно, и обязательных экскурсий по ленинским местам туристам было не избежать. Отпускникам давали передышку от идеологической нагрузки, лишь когда речная машина причаливала в диких живописных местах и на пляжах: здесь можно было искупаться и порыбачить.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

На судне следили за моральным обликом пассажиров: им запрещалось «появляться в салонах и столовых в купальниках, майках, трусах, пижамах», а также «находиться в чужих каютах и на палубах после 23 часов». Интересно, кто-то действительно за всем этим следил?

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

В туркнижке значилось, что пассажирам запрещено устраивать азартные игры, зато предлагались шахматы, шашки, домино и спортинвентарь.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Примечательно, что именно «Уфа» считалась образцово-показательным судном. В городах круиза посмотреть на пароход нередко сбегались местные жители.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

По воспоминаниям речников, «в машинном отделении цилиндры главной паровой машины были отполированы до зеркального блеска, а бронзовая и латунная арматура сияла золотом».

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

«Уфа» стал последним из 70 пароходов этого типа, которые списали в начале перестройки.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Интересно, что от судов отказались вовсе не потому, что они выработали свой ресурс, а из-за того, что Москва отказалась заправлять пароходы мазутом. По крайней мере такова официальная версия обанкроченного Бельского пароходства.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

После списания суда, как правило, отдавали турбазам под гостиницы на воде. В таком качестве в конце 80-х ушедшая на пенсию «Уфа» досталась базе отдыха на Павловке.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

По водохранилищу пароход буксировали три речных толкача. По воспоминаниям местных жителей, к турбазе судно прибыло в первозданном виде, и его действительно превратили в плавучий корпус дома отдыха.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

А вот в 90-е, когда место отдыха досталось частнику, без должной охраны «Уфу» начали дербанить на металлолом мародеры.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

В 2007-м якобы появился некий инвестор, пожелавший выкупить посудину, но сделка так и не состоялась. Часть уцелевших кают до последнего использовали под места для ночлега, но теперь отсеки проржавевшей посудины приспособили под бытовки турбазы.

Фото: Тимур Шарипкулов
Фото: Тимур Шарипкулов

Сегодня «Уфа» представляет собой печальное зрелище: ржавь потихоньку разъедает распотрошенную посудину и сверху, и снизу, полы в коридорах прогнили. Не один год возникали планы отреставрировать этот памятник судоходства советского времени. Но сегодня восстанавливать здесь уже почти нечего.

А в начале лета я показывал вам заброшенную турбазу на берегу реки Дема под Уфой.