Без знания собственной истории человек превращается в потребляющее всё без разбора животное. Увы, эту истину мы сегодня познаём наглядно – хотя бы из результатов ЕГЭ и выращенного на его освоении молодого поколения.
И это не старческое брюзжание, тревогу бьют все вменяемые педагоги и социальные психологи. Знать бы ещё только, зачем всё это делается. Не отталкиваться ведь всерьёз от высказываний, вроде такого:
«нам не нужен выпускник школы-творец. Нам нужен квалифицированный потребитель»
У любителей классической музыки по крайней мере имя Аскольд на слуху. По названию известной историко-бытовой оперы. Князь Игорь? Тоже человек, чьё имя знакомо даже двоечникам. Ну и знаменитая княгиня Ольга, первая из русских княгинь принявшая крещение, а потом жестоко расплатившаяся с враждебным племенем за убийство её мужа - вообще персонаж хрестоматийный. Но давайте поподробнее…
Аскольд
Вполне себе реальный исторический персонаж, правда, к роду Рюрика, правителя земли новгородской, отношения не имевший. Он был боярином в его дружине. Для справки: боярином во времена Рюрика (да и двумя-четырьмя веками позже тоже) назывался не толстый бездельник в долгополой шубе, а воин княжеской дружины).
Как умелый боец и командир, был отпущен Рюриком в самостоятельный поход на Царьград (Византию), но по пути туда Аскольд и его боевой побратим Дир «мимоходом» захватывают власть в Киеве, который тогда был столицей полян и платил дань хазарскому каганату.
И берут город и окрестности, естественно, под «свою руку».
Далее в 866 году был поход на Царьград (не совсем удачный), возвращение в Киев. А через 16 лет к стенам этого города пришёл новгородский князь Олег, бывший регентом при малолетнем тогда ещё сыне Рюрика Игоре. И заявив Аскольду и Диру, что они «не княжеского рода», и сверг их.
Это всё – согласно византийским источникам – которые, понятное дело, были идеологически ангажированы (а кто вам сказал, что историки-современники народ беспристрастный?). Согласно же русским летописям, поход Аскольда на Царьград состоялся в период с 874-875 год, и «киевский стол» он уступил законному наследнику добровольно.
Князь Игорь
Как уже сказано – сын Рюрика, его прямой наследник, основатель правящей на Руси династии рюриковичей. Отец знаменитого Святослава. Его существование и княжение является фактом трёхкратно доказанным, так как упоминание о нём синхронны в византийских, европейских и новгородских источниках.
Правил в Киеве, куда был посажен регентом, князем Олегом. Взял под свою руку многие окрестные земли, в частности град стольный древлян Искоростень.
Где проводил не совсем взвешенную политику взимания податей. Попросту говоря, пожадничал, вознамерившись собрать с них дополнительные налоги – за что был убит восставшим народом.
В летописи говорится, что на совете старейшин было сказано следующее: «Повадился волк в овечье стадо, и пока не убьёт всех в нём, не упокоится, посему надобно самим убить его».
В ответ овдовевшая супруга, княгиня Ольга, устроила карательную экспедицию, итогом которой стало сожжение Искоростеня и массовые казни жителей.
Княгиня Ольга
Родом была из Пскова. Согласно возникшей позже легенде, была из народа, из семьи с варяжским корнями. Промышляла добычей зверя и перевозом путников через реку на лодке, где её впервые и встретил молодой тогда ещё и неженатый князь Игорь.
Он просто охотился в тех краях – не забываем, что родом он из совсем близкого к Пскову Новгорода. Девица настолько запала в душу молодого князя своей строгостью и целомудренностью (не дала ему распустить руки), что позже, когда встал вопрос о женитьбе, сразу назвал её имя и подсказал, где искать.
По другим же данным, она была родом из псковской довольно состоятельной семьи, и за Игоря была посватана князем Олегом (тем самым, «вещим»).
Авторитет у дружины она завоевала карательной экспедицией на древлян после убийства ими мужа, князя Игоря. Тем более, что дружина была оскорблена предложением чересчур возомнившего о себе древлянского князя Мала, который позвал её, княгиню Ольгу, к себе в жёны. Причём на вторые роли, так как уже был женат.
Решительная расправа над древлянами укрепила её позиции в Киеве, а затем, после визита в Византию и состоявшегося там её крещения (христианское имя – Елена) – и на международной арене, когда её как правительницу признали и европейские государи.
В РПЦ признана святой равноапостольной.
Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!