Найти тему
История моды с Марьяной С.

Дама Чёрная и Дама Белая

Поговорим сегодня об одном очень любопытном портрете. Увы, кто его автор - неизвестно, и кто именно изображён - тоже. Две некие дамы середины XVII столетия. И художник не первой руки, как говорится, и даже не второй... Однако на фоне других портретов этот очень, очень выделяется. И делают его необычным сразу три вещи.

  • Цвет кожи
  • То, что темнокожая и светлокожая изображены, как равные
  • Мушки
Портрет двух дам, неизв. художник, 1650-е. (с) Из коллекции Художественной галереи Комптон-Верни
Портрет двух дам, неизв. художник, 1650-е. (с) Из коллекции Художественной галереи Комптон-Верни

Портретов XVII века с изображением темнокожих людей не так уж и мало. Но и тогда, и позднее, в XVIII столетии, их изображали соответственно их общественному положению. А оно, в большинстве случаев, было незавидным. Чаще всего речь о рабах. Портрет знатной дамы "с арапчонком" это, можно сказать, классика. И какого бы возраста ни были "арапы" и "мавры", их всегда изображали ниже главных героев. Или на заднем плане. Или же сочетали и то, и другое. То есть выражение "социальная лестница" представало на этих портретах зримо - кто-то стоит ступенькой выше, кто-то - ступенькой ниже.

А вот наши две дамы - на равных! У обеих модные платья той эпохи, с овальными декольте, не менее модные нитки жемчуга, жемчужные серьги, причёски с локонами по бокам лица.

Протрет Луизы де Керуайль, Пьер Миньяр, 1682. (с) из коллекции Национальной портретной галереи
Протрет Луизы де Керуайль, Пьер Миньяр, 1682. (с) из коллекции Национальной портретной галереи

Лица обеих женщин усыпаны мушками. Именно в XVII веке небольшие чёрные пластыри, которые могли быть пропитаны целебными веществами, понемногу превращались в декоративную деталь. В способ оттенить белую кожу, создать кокетливый акцент, привлечь внимание к тем или иным чертам лица. И хотя обычно с мушками у нас ассоциируется кружочек, нечто вроде родинки из бархата или тафты, на самом деле они они могли быть самой разной формы.

Однако на портретах мы их почти не видим. Почему? Это признак суетности, легкомыслия, тщеславия. Кто бы захотел продемонстрировать такие качества в глазах потомков? Поэтому мушками активно пользовались, но вот на картинах они если и встречаются, то редко. Как правило, намекая на кокетство. И немало было современников, которые их категорически не одобряли, критиковали и даже хотели запретить.

А здесь лица обеих дам мушками буквально усыпаны. И уж если на белой коже мушки должны быть тёмными, "словно муха в молоке", как тогда говорили, логично, что на тёмной коже нужны белые... А ещё обратите внимание - расположены мушки зеркально.

Портрет двух дам, неизв. художник, 1650-е. (с) Из коллекции Художественной галереи Комптон-Верни. Деталь.
Портрет двух дам, неизв. художник, 1650-е. (с) Из коллекции Художественной галереи Комптон-Верни. Деталь.

Предположительно, это не реальные женщины, а аллегория. Не является ли чернокожая неким "тёмным отражением" белокожей?. Однако что именно хотел сказать художник - ответов пока нет. Всплыл этот портрет два года назад на одном из английских аукционов, привлёк внимание, и новый владелец собрался вывезти его за пределы Великобритании. Но такую редкость захотели удержать - и правильно сделали! Теперь картина находится в коллекции Художественной галереи Комптон Верни.

Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь мы узнаем больше!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!