Раскопки в Юрьевом монастыре Великого Новгорода и вскрытие там в 2015 году каменных саркофагов заинтересовали многих. Экспедиция Института археологии РАН обнаружила шесть каменных саркофагов у входа в Георгиевский собор. Как полагают, в период XII — начала XIII века в них были похоронены представители боярской верхушки Новгорода.
«В каждом саркофаге было обнаружено несколько погребенных, среди которых были мужчины, женщины и дети. Как отмечают исследователи, это указывает, с одной стороны, на семейный характер гробниц, а другой, на принадлежность этих семей к боярской верхушке Новгорода: Юрьев монастырь был княжеским собором, и похоронить здесь можно было либо монаха этой обители, либо человека с очень высоким социальным статусом».
Но среди всех сообщений только в одном (на Дзене) сообщалось, что под полом Георгиевского собора Юрьева монастыря обнаружили каменный саркофаг, в котором лежали останки трех человек. Нигде больше сведений на этот счет найти не удалось - никаких ссылок. Об исследованиях саркофагов у входа в Георгиевский собор сообщений много, а о единственном внутри его – нет.
Но остановиться на этом сообщении заставили результаты генетических исследований и выводы сделанные автором сообщения Евгенией Бусиной. Судя по приведенным данным – особенно определению митохондриальных ДНК – такое исследование на самом деле имело место, и причастны к нему палеогенетики.
Итак, все трое захороненных – два мужских и один женский скелет – были одеты в дорогие ткани и украшенные золотыми перстнями и серьгами. Они были расположены параллельно друг другу, головами к западу. Скелеты хорошо сохранились и признаков насильственной смерти не имели. Но у одного из мужчин был сломан нос, а у другого — зубы.
Из деталей захоронений на шее у женщины висели две золотые серьги с жемчугом и гранатами. На пальцах у мужчин были золотые перстни с гравировками. На одном имелась надпись на греческом: «Владыка помилуй». На другом - изображение креста и буквы «ИС ХС НИКА» («Иисус Христос побеждает»). Там же нашли медные монеты и серебряную печатку с изображением святого Георгия Победоносца, который считался покровителем княжеского рода.
Радиоуглеродный анализ показал, что эти люди жили в XII или XIII веке, в самый расцвет Новгородской республики. Сам Георгиевский собор, главный храм Юрьева монастыря, был построен в XI веке по велению князя Ярослава Мудрого.
Имена и звания людей из саркофага определить не удалось. И тогда «ученые решили обратиться к генетическому анализу, чтобы выяснить происхождение и родственные связи похороненных».
И это самое интересное во все этой истории. Поскольку на основании этого исследования были сделаны определенные выводы, которые показали, что, не зная ДНК-генеалогии, можно, чего только не напридумывать. Тут и «потомки варяг» (именно так определили останки в цитируемой заметке), и «доля скандинавского происхождения»:
Сравнение ядерной ДНК с другими древними и современными популяциями показало, что люди из саркофага были генетически близки к русским и белорусам, а также имели долю скандинавского происхождения.
Как только в тексте появляется фразеологизм - «генетически близки», тотчас ищите руку популяционных генетиков. Эта их «близость» как всегда заводит их не туда. Потому что, если узнать точно Y-гаплогруппы костных останков, то, как правило, оказывается, что многое из их предположений оказывается не правдой. Но чтобы избежать развенчивания в фантазировании, попгенетика обращается к женским мтДНК, которые ничего определённого не дают, но пафоса добавляют.
Но простые генетики ничего этого не должны знать, и определяют как мужскую Y-ДНК, так и женскую митохондриальную ДНК (мтДНК). А выводы уже пусть специалисты-попгенетики делают. Итак, все исследованные погребенные имели светлую кожу, голубые или зеленые глаза и светлые или русые волосы.
А мтДНК показали три разные гаплогруппы: U5a1, H1 и H3. Информации минимум – только разве, что у всех троих разные матери. Что естественно, когда рядом помещены супруги. Тем более, что в саркофаге были найдены обручальные кольца с одинаковыми гравировками на пальцах мужчины и женщины. К слову, в цитируемой заметке упоминается, что
«у них был общий ребенок, скелет которого был обнаружен в другом саркофаге в Софийском соборе».
Итак, супруги покоятся рядом друг с другом. Кто же тогда третий? Судя по тому, что это, скорее всего, были представители княжеской династии (простых монахов в стенах собора не хоронили), то это было не разовое захоронения, а разновременное подхоранивание. Но к родне. Этим могут объясняться разные мужские гаплогруппы – в заметке указано, что мужчины принадлежали к гаплогруппам R1a1a1b2a2a и I2a2a1b1a (в старой номенклатуре). В новой – R1a-Z2123 и I-M284+.
И это явно были не отец и сын, а, скорее всего, отец и дочь, а чужим здесь был ее муж. И тут делается коренной вывод:
Эти гаплогруппы распространены среди славянских народов Восточной Европы, а также среди скандинавов.
И тут есть, что в этом выводе нужно пересмотреть кардинально.. Стоит присмотреться к гаплогруппам, приведенным в цитируемой статье: R1a-Z2123 и I-M284+, и о скандинавах здесь нужно забыть начисто. Поскольку типично скандинавским субкладом является R1a-Z284, находящийся в совершенно другой ветви гаплогруппы R1a, и I1.
А вот, «были ли эти люди родом из Новгорода или приехали туда из других регионов?», на который ученые не смогли ответить?
Здесь ответ очевидный: гаплогруппа I2a - это самая распространенная среди дунайских славян мужская гаплогруппа, которая возродилась 2300 лет назад. Стало быть, один из захороненных в саркофаге был из числа словен новгородских, возможно древнего рода. И это мог быть отец женщины, скорее, старший из похороненных. А ее муж (носитель арийской гаплогруппы R1a-Z2123) мог быть потомком какого-то древнего арийского даже не Новгородского рода.
И это очень интересно, поскольку присутствие носителей Z2123 в числе княжеской власти Новгорода – это что-то новое. Цепочка R1a разворачивается следующим образом: R-Z645- Z93- Z94- Z2124- Z2125-Z2123). И если Z93 образовался 5000 лет назад, то Z2123 уже через 600 лет (4400 лет назад) по данным YFull YTree.
Так или иначе, носитель R1a-Z2123 мог быть либо потомком скифов, пришедших с Алтая, либо хазаров.
Так, ареал возникновения культур скифского круга отмечается на Алтае. Современные жители тех мест гаплогруппу R1a-Z93 в основном и имеют. Оттуда скифы, носители (в частности) R1a-Z93, кочевали до Черноморского побережья и обратно, по степным лугам и лесостепным полосам Евразии.
Также, недавно были изучены два образца ископаемых ДНК из хазарских захоронений, датированных концом VII – началом VIII вв., и концом VIII – началом IX вв., оба имели гаплогруппу R1a-Z93 (Klyosov, Faleeva, Adv. Anthropol., 2017).
Субклад Z93 прибыл из Европы около 5000 лет назад на юг Русской равнины, в ходе этого образовался субклад Z94, и далее, в ходе дальнейшего продвижения на восток, Z94 разошелся на L657 и Z2124. Субклад Z2123 образовался в ходе миграции Z2124 из Бактрии на Кавказ.
Вот и судите, кто этот второй мужчина – хазарский гость или потомок скифов, удачно женившийся на дочери новгородского князя немалой величины, чтобы быть захороненным в самом Георгиевском соборе.
Впрочем, популяционные генетики провели палеогенетические исследования индивидов из саркофага с захоронениями знати Новгорода XII–XIII вв. Работы были проведены, как водится только с полными митохондриальными геномами саркофага № 11 у стен собора. По которым выводы сделать могут только они сами, потому что никаких реальных выводов из таких исследований не получить. Но эти результаты опубликованы большой группой авторов в журнале «Краткие сообщения Института археологии». Выпуск 270, 2023. В статье: «Люди из каменного саркофага № 11 юрьева монастыря: генетическая история на основе митохондриальных геномов».
Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, и ставьте лайки!
С уважением, Борис Новицкий