Культурологии пост.
Общество и семья с детства впихивают человеку много прямых долженствований (например, “дети это счастье”, “мать это святое”) или не таких прямых (фразы “бросила ребенка”, “сдал мать в дом престарелых” несут негативную коннотацию, а “кормилец семьи”, “благо общества” – позитивную). Вместе с требованиями культурная традиция предлагает набор готовых жизненных сценариев и сюжетов.
Что и когда человек может выбрать из того, что навязывает общество?
Первый момент свободы выбора.
Из репертуара сценариев культурной традиции человек может выбрать сценарий своей будущей жизни, а с ним – роли, антураж и т.д.. Может выбрать, в какую игру играть, ее жанр.
Может и не выбирать, а продолжать играть в то, что навязали в детстве, продолжать реализовывать сценарий, который выбрал не сам.
Так делают многие; это проверенный способ стать несчастным.
Итак, у человека есть свобода в выборе сценария будущей жизни.
Этот момент наступает обычно не в детстве, редко в пубертате или юности; часто – во взрослом возрасте.
Чтобы выбрать сценарий жизни, придется
- остановиться (обычно происходит, когда человек понимает, что дерьма в жизни накопилось больше, чем он может спрятать)
- осознать текущий сценарий и сюжеты прошлого,
- увидеть варианты выбора,
- выбрать.
Если мы выбираем сценарий жизни сознательно – мы точнее прогнозируем будущее, лучше понимаем свои модели мира и ограничения, получаем больше удовольствия от жизни, окружаем себя приятными людьми и вещами, разумнее тратим силы и время, лучше себя чувствуем.
Например, физическая или психологическая травма в прошлом может восприниматься как стигма и путь в ад, а может – как знак принадлежности к избранным, к власти. (Травмы, знаки смерти на теле в мифах являются следами обряда посвящения; о них как об опознавательных знаках царской власти пишет В. Пропп в статье “Эдип в свете фольклора”).
Это правда: мы свободны выбирать сюжет жизни.
Но.
Как только выбрал, – оп! – и свободы уже нет, приходится играть по правилам этого сценария. Дальше выбирать можно только внутри сценария. В выбранном жанре даются и объяснения жизненным событиям.
Кстати, свободу можно вернуть:
- опять остановиться,
- провести ревизию своей жизни и осознать текущий сценарий,
- еще раз увидеть варианты,
- выбрать сценарий будущего.
Опять оп! – с этого момента свобода заканчивается, придется следовать новому сценарию.
Второй момент свободы выбора – как человек моделирует свое прошлое, с помощью какого сюжета. И тут культурная традиция предлагает нам репертуар готовых сюжетов, а мы снова можем выбрать.
Наше прошлое упаковывается в сознание в виде каких-то сюжетов, историй; а любая история имеет конец. Если у истории есть финал – это уже сюжет. Если история завершена, сформирована в сюжет – значит, она стала прошлым. Конец истории может быть любым: счастливым, несчастным, комическим, поучительным, даже странным – но он обязательно должен быть.
Подчеркну, это важно: у любой истории должно быть завершение.
Любимый вопрос слушателей историй: а чем все закончилось-то?
Когда мы превращаем переживание в текст или образ (речь, рассказ, песню, сказку, повесть, роман, живопись, пост, видосик в соцсетях) – мы обрываем нить, превращаем настоящее в прошлое. С помощью превращения переживания в текст или образ мы формируем для себя свое прошлое.
И в этот момент, в момент обрыва нити – прошлое прекращает влиять на нас. Потому что мы превратили переживание в опыт.
Человеку свойственно структурировать в сознании свою жизнь: он социализирует переживания, переводит их в опыт. Для этого ищет знакомый текст или образ (песню, фильм, литературу, видео, изобразительное искусство) или создает свой текст (и ищет потом для него образец сюжета в культуре).
Поэтому единственный действенный способ покончить с болезненным прошлым, с его влиянием на сегодняшнюю жизнь – перевести его в текст или образ, оформить в сюжет, найти ему готовый образец в культуре.
Этим и занимаются грамотный врач, умный учитель, чуткий священник, профессиональный психолог, философ, хороший режиссер или писатель, художник или композитор, да просто мудрый внимательный собеседник.
Когда писала этот пост, вдохновлялась книгой Светланы Адоньевой “Дух народа и другие духи”.
Все, этот пост завершен :))
Мой канал в тлг