Найти тему
Creatio Officina Sibiricum

Университеты в России нуждаются в новой модели финансирования науки

© 2023, Сергей Борисович Куликов, доктор философских наук, доцент, Томск, Россия

Вместо предисловия

Решил поделиться результатами собственного исследования по вопросу, который меня заинтересовал. Исследование касается причин, по которым некоторые вузы в России нуждаются в переводе поддержки научных исследований исключительно на грантовую основу.

Ранее я не интересовался этим вопросом, но в свете происходящих в России преобразований считаю необходимым рассмотреть его подробнее.

Кроме того, в 2023 году в Томском государственном педагогическом университете произошли события, связанные с попытками руководства перейти на новую систему финансирования научных исследований. Эти события, как в зеркале, отражают преобразования, происходящие в системе высшего образования в целом в России.

В Томском педагогическом университете было принято решение о сокращении ряда научно-образовательных центров. Это решение приняли в связи с тем, что некоторые из этих центров признали неэффективными.

Однако, после начала реформы в начале 2023 года, не было создано никаких новых структур для замены сокращенных. Все изменения ограничились лишь обсуждением и планированием. В результате, наука как будто зависла в воздухе. Высвобожденные деньги, видимо, были направлены на другие цели. Куда именно, руководству виднее, оно перед подчиненными не отчитывается.

Вместе с тем один случай ничего не доказывает. Эксцесс исполнителя, неверно понявшего задачу, исключить никогда нельзя. Поэтому и важно было прояснить логику процесса как такового.

Ведь и в приведённом примере, и в целом, удручает непрозрачность механизмов принятия решений, которые используются в системе высшего образования в России. На словах, правда, заявляется "открытость". Однако, на практике используются жесткие методы претворения в жизнь идей руководства.

Это делает анализ ситуации в целом затруднительным и где-то даже рискованным. Тем не менее, я прояснить предпосылки, из которых исходят при запуске процесса, а также следствия, с ними связанные.

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

Предпосылки

Начнём с небольшого уточнения. В системе НИИ научная деятельность является основной. На неё исследовательские учреждения получают прямое финансирование.

В отличие от этого, в российских университетах только МГУ, СПбГУ, другие федеральные и национальные исследовательские университеты, а также опорные вузы получают прямые бюджетные ассигнования на науку. Но и это не совсем точно.

В то же время, большинство университетов в России сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, наука необходима для поддержания статуса, а с другой, – приходится искать финансирование для её развития.

Проблема заключается в том, что средства от государства выделяются в основном для поддержки образовательных программ различных уровней. Это совпадает с интеграцией науки и образования в соответствии с нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (статья 27).

Итак, предположим, что университетские учёные получают поддержку только в рамках подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а не в ходе инициативных разработок "на свободную тему". Исходя из этого, попробуем разобраться, что можно сделать для финансового обеспечения работы исследователей.

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

Следствия

Что же получается? Если посмотреть на ситуацию умозрительно и не обижать никого, то можно выдвинуть следующие утверждения.

В некоторых университетах наблюдается недостаток бюджетного финансирования. Это объясняется сокращением количества бюджетных мест в аспирантуре. Ещё одна причина – слабая связь между фундаментальными исследованиями и процессом подготовки студентов на уровне магистратуры и бакалавриата.

Тем не менее, университеты получают средства из федерального бюджета, а также зарабатывают их сами, привлекают по грантам научных фондов и из других источников. Становится необходимым особым образом организовать распределение этих средств между исследовательскими центрами в вузе, чтобы их было достаточно хотя бы для наиболее успешных исследователей.

Оставляем за скобками варианты усиления работы администрации университета по увеличению числа мест в аспирантуре. К сожалению, сложно добиться выделения дополнительных мест сверх предоставленных контрольных цифр приема. Выделение зависит не только от активности администрации вуза, но и от ответных действий учредителя.

Кроме того, мы не рассматриваем вариант с активизацией участия студентов в научно-исследовательских программах в результате повышения качества подготовки на кафедрах факультетов и институтов.

В данной ситуации остаётся лишь проведение последовательной и ответственной кадровой политики. Такая политика предполагает привлечение в вуз профессионалов, которыми сложно управлять.

Но к чему это может привести? Люди, которыми трудно управлять в силу их квалификации, способны перехватить контроль руководства над учёным советом.

Что же тогда делать?

Итоги

Обсуждение ситуации, при которой финансирование науки в университете является продолжением финансирования образовательной деятельности, приводит к интересному выводу. Переход к новым методам распределения финансирования научных исследований в университетах может привести к необходимости сокращений!

Действительно, руководство придерживается "прогрессивного" мнения о том, что 5-10 (или даже больше) исследовательских групп должны конкурировать за 3-4 гранта. Победители получат финансирование, а судьба проигравших останется вне внимания. Им просто придётся отойти в сторону или вообще "на улицу". Это может показаться негуманным, но такова жизнь.

Возможная альтернатива - пересмотр кадровой политики университета с целью нахождения оптимального баланса между привлечением профессионалов и сохранением контроля над ситуацией. Вместо радикальных мер, которые могут привести к негативным последствиям, следует максимально использовать уже имеющиеся ресурсы.

Только вот действовать нужно, используя математические метафоры, не методами вычитания и деления, а, напротив, сложения и умножения. Всё это кажется очевидным, однако для реализации такого подхода требуется политическая воля, которая, к сожалению, не всегда присутствует.

Предложенные соображения не претендуют на абсолютную истину. И вообще, не стоит обвинять пианиста, так как он играет, как может. Нравится ли его исполнение или нет – это уже другой вопрос. Но, видимо, ответ на него не так уж и важен.