Найти в Дзене

Какие могут быть почему?

Выбирай жизнь. Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь.... я выбрал кое-что другое... Почему? Да какие могут быть почему, когда есть книги Ирвина Уэлша. Текс взят из тг канала: https://t.me/kyluars Герои книг Уэлша потеряны в постоянном трипе, который никогда не может кончиться. Который заведомо длиться до самого конца. Персонажи, характеры вязнут в бессмысленной пустой жизни. И Жизнь эта пуста по определению. С этим никто не спорит, но отчаянно пытается преодолеть. Замещение пустоты происходит другой пустотой. Наркотиками, долгами, барными буднями и выходными, проживанием на работе в парке, где главная работа - пытаться как можно дольше не работать. Героин, экстази, кокаин, гашиш, марихуана, виски, пиво - это все те вещи, которые призваны заместить пустоты между провисанием в парке или родительской квартире. Между футболом и работой клерком. И пустоту Уэлш показывает мастерски. Изыскано. Он не рисует картинной трагедии. Не читает нотации. Не пытается вымести из жизни все, что
Ирвин Уэлш
Ирвин Уэлш

Выбирай жизнь. Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь.... я выбрал кое-что другое... Почему? Да какие могут быть почему, когда есть книги Ирвина Уэлша.

Текс взят из тг канала: https://t.me/kyluars

Герои книг Уэлша потеряны в постоянном трипе, который никогда не может кончиться. Который заведомо длиться до самого конца. Персонажи, характеры вязнут в бессмысленной пустой жизни. И Жизнь эта пуста по определению. С этим никто не спорит, но отчаянно пытается преодолеть. Замещение пустоты происходит другой пустотой. Наркотиками, долгами, барными буднями и выходными, проживанием на работе в парке, где главная работа - пытаться как можно дольше не работать. Героин, экстази, кокаин, гашиш, марихуана, виски, пиво - это все те вещи, которые призваны заместить пустоты между провисанием в парке или родительской квартире. Между футболом и работой клерком. И пустоту Уэлш показывает мастерски. Изыскано. Он не рисует картинной трагедии. Не читает нотации. Не пытается вымести из жизни все, чтобы стерильность пахла своей чистой ненатуральностью. Герою пусто в душе. Но он об этом неосведомлен. Он это не проговаривает. Он просто долбит героин. Занимается так сказать траинспотингом. Замещая бессмыслицу, еще большей бессмыслицей. В этом и есть та самая больная пустота. Очень близкая по настроению и духу современной России.

Роман "На игле" в оригинале называется траинспотинг. Траинспотинг - европейское хобби, которое состоит в том, чтобы ждать на платформе поезд. А потом записывать номер поезда и номера вагонов, сцепленных с прибывшим поездом. Некоторые даже снимают поезда на камеры. И все это для того чтобы выяснить сколько поездов и вагонов по всей стране. Жизнь людей не имеет смысла в отрыве от траинспотинга. Но суть в том, что и сам траинспотинг бессмысленен. А еще в англоязычной среде это слово на сленге означает процедуру героиновых ритуалов. Такая игра слов элегантно подсвечивает виденье Уэлша на событийное.

На игле
На игле

Иррациональность, абсурд, отдача на самотек - главное, что есть в лицах из серых углов Лита. А если нет жизни, нет цели, тогда зачем и жить? И ответ тоже совершенно верный - незачем. Какие могут быть почему? А ведь могут. Если жить незачем, можно просто плестись дальше. И не то что можно, а даже нужно. Такая новая экзистенция. Просто все согласны с этой пустотой. С этой потерянностью. С этим постоянным трипом. Это люди, которые очень живые. Они не пытаются разобраться. Они не говорят и даже не думают, что им плохо. Это характеры и судьбы, которые просто есть. Просто для того, чтобы убитый гашишом парнишка из теплых панельных пятиэтажек в русской провинции понял, что он не один. Просто, потому что такая жизнь. Литературный стиль Уэлша очень расслаблен. Расслаблен примерно так же, как чувак врубивший транков, залипающий в бесцветные окна квартиры, он одним глазом видит облака, а другим сон. Такое же ощущение и создает Уэлш. Например в сборнике "Эйсид-хаус" есть повесть "хитрожопый". Начало текста - плотное, реальное, очень внятное, со средой и субъектом, которые друг от друга отличимы. Пример: "Теперь я живу и работаю в парке уже месяц – просто безумие. Жилье подходящее и бесплатное. Зарплата дерьмовая, но можно неплохо стричь лохов-гольфистов, если тебя ставят работать в павильончик на первой стартовой площадке, куда мне обычно удавалось попасть пару раз в неделю. Если протяну так еще столько же, прежде чем чуваки из инспекции наступят мне на хвост, – накоплю нефиговую сумму для отъезда в Лондон".

Эйсид Хаус
Эйсид Хаус

Под конец текст слепливается в одну семантическую конструкцию. Где субъект и есть среда, а все декорации вокруг - не обусловленность быта, а просто декорации, убери и ничего неизменится. Пример: "Он снова медленно покачал головой и тяжело выдохнул сквозь крепко сжатые губы. Я включил видео, и он задремал. Я поставил вторую кассету и сам заснул на середине фильма. Ощутив тычок в ступню, открыл глаза и увидел, что Ронни уходит. Он медленно поднял большой палец, что-то пробормотал и растворился в ночи".

Сам текст переходит от описательного конкретного, к описательному действующему. Обозначу это так. Это очень чувствуется на дистанции. Когда начало это экспозиция статики, конец - экспозиция действия. Как в трипе - детали начинают становится второстепенными, главный фокус на том, что происходит, или пытается происходить. Такая структура текста хорошо подстраивает под нужное восприятие. Такое мягкое и поступательное погружение. Хотя не все тексты Уэлша следуют одним и тем же правилам. Например в Альковных рецептах шев поваров Дэни Скинер проживает трип от конца к началу.

Что касается грамматики и стилистики языка Уэлша - в полной мере можно это осознать только в оригинале. Большинство сленга при переводе теряет свою тонкость. Лексика героев тесно сплетена с их характерами. Уэлш очень часто употребляет исконно шотландские слова. Часто использует те слова английского, которые больше употребимы в Шотландии. Так же грамматика и пунктуация могут нарушаться, если герой глупый. Часто Уэлша называют контркультурным писателем. Я не согласен с этим статусом. Уэлш двигает культуру. Предмет рассмотрения в романах может быть каким угодно. Но контркультурны люди которые делают плохую литературу. А Уэлш делает хорошо, и иногда сам это подмечает: "Шатаясь, он проковылял через прихожую в гостиную и сразу нацелился на диван, как американская ракета с теплонаведением – на багдадский приют для сирот. Удачно, Ронни".

Юмор Уэлша - качественный, неочевидный: "КУРС откровенно признал, что правительственная политика перевода психиатрических пациентов на общинный уход самым положительным образом сказалась на его сексуальной жизни".

В отрыве от характера этого персонажа шутка из нисших лиг. Но это то тонкое чутье характера, которое делает его не просто живым, а живым настолько, что кажется, будто вы с КУРСОМ в баре вчера пару пинт гинесса дали. Персоналии - самое сильное что есть в прозе Уэлша. Это характеры которым веришь. Как говорит сам Уэлш - рассказывать байки - хорошая кельтская традиция, а я просто догадался их записывать. Герои произведений фактурны. Каждый на своем месте. Каждый логичен. Каждый чувствуется человеком, а не карикатурой. В том же Ронни нет ничего кроме транков и пару эпизодов. Но он кажется твоим корешом, которого ты волокешь с собой уже десяток лет. А он все такой же глупый, близкий и смешной.

И все эти характеры гениально раскрываются в предмете рассмотрения. В казусе жизни. Герои Уэлша никакие не конченые наркоманы. Они такие же как и мы с вами. И самое вкусное, что ощущение этой жизни, которая просто есть, очень совпадает с настроением, настроением не то чтобы и отчужденностью, не то чтобы не нужностью, не то чтобы полной потеряностью. Как будто половинчатость этих ощущений - и есть самое страшное. Мы находимся не на полюсе с четким обоснованием как жить и что делать. А где-то во вспышках героинового трипа. И даже если мы думаем, что живем полную смыслом жизнь, все равно занимаемся обычным траинспотингом.

Автор Е.В.Сомов