Чем мне нравятся в 30-е годы 20-го века в танкостроении, так это тем, что в этот период находилось огромное количество энтузиастов, изобретателей и просто безумцев, которые предлагали, порой, самые невероятные проекты гусеничных машин. И танк Саттона как раз часть этого процесса, который сегодня нам известен как "Золотой век танкостроения".
Фрэнсис Артур Саттон родился 14 февраля 1884 года и был английским солдатом и авантюристом, который провел 29 лет своей жизни, путешествуя по всему земному шару, придумывая различные схемы зарабатывания денег. Во время Первой мировой войны, в Галлиполи, когда он служил в королевских инженерных войсках, потерял часть руки, отбросив шесть вражеских гранат обратно в окопы, но седьмая взорвалась у него в руке. За этот эпизод он получил Военный крест, отставку и прозвище "Однорукий Саттон".
Судьба человека довольно интересна, но вызывает огромное количество вопросов. Но я все равно приведу несколько страниц его биографии, для создания образа данного персонажа и то, как он вообще связался с танками.
В 1917 году, после освобождения от службы в британской армии, отправился по делам в Америку. Заработав огромное состояние на своих проектах, он вложил свои деньги в золотодобывающий бизнес в Сибири (газеты наверное не читал). Пробыв там несколько лет, в итоге, был вынужден уехать после того, как Красная Армия взяла под контроль Благовещенск в 1921 году. После того как его землечерпательное оборудование было конфисковано согласно Декрете "О земле". Тут стоит отметить, что Саттону приписывают невероятные способности дипломата и дар красноречия. Он вступил в переговоры с комиссаром Красной Армии, который щедро расплатился с ним, и Саттон немедленно отбыл в Маньчжурию, чтобы обналичить выписанный комиссаром чек, который оказался на приличную сумму.
В Маньчжурии он стал советником китайского военачальника Чжан Цзолиня и был произведен в генералы китайской армии. Однако в 1927 году он отправился в Канаду и вложил свое новое состояние в недвижимость, но результате Великой депрессии он потерял это состояние в 1929 году.
Он продал все свое имущество, расплатился со всеми долгами и, имея на руках несколько тысяч долларов, начал путешествовать по США в поисках спонсоров для поставок оружия в Китай. Его первоначальное предложение о продаже самолетов было отклонено большинством компаний, но как только он отправился в Пеорию, штат Иллинойс, где был построен-тонный полубронированный тягач M1917 (не путать с копией танка Рено ФТ17, который тоже обозначался как М1917 и весил 6 тонн), ему пришла в голову гениальная идея.
В 1918 году американская армия располагала огромным количеством тракторов, а к 1932 году все еще имела 600 в избытке. Пытаясь избавиться от них, машины фактически были выставлены на продажу, и армия США в конечном итоге снизила цену с 8000 долларов до 800 долларов. Но, как указывается в источниках, Саттону он достался бесплатно.
На сталелитейном заводе Дисстона были демонтированы задние сиденья, топливные баки и другие "неважные" компоненты. Двигатель и водительское сиденье были обиты пуленепробиваемой сталью, а сзади он соорудил большую надстройку, которая сделала автомобиль в высоту в 2,5 метра. Два пулемета Браунинг были установлены по обе стороны от водителя, обращенные вперед, в грубых орудийных отверстиях. Также по обе стороны корпуса имелись два пистолетных отверстия для автоматического оружия и дымовых гранат.
В задней части также были установлены две 82-мм мортиры Стокса, для которых Саттон помог разработать новый и усовершенствованный взрыватель еще в 1917 году (что принесло ему первое состояние). На самом деле это и послужило источником названия, поскольку Саттон, как сообщается, сказал: “Я называю это “Саттон Скунс", поскольку обе большие пушки стреляют сзади". Согласно техническому чертежу, включенному в “General of Fortune“, создается впечатление, что в машине будет только один член экипажа, но вполне вероятно, что орудиями будут управлять один или двое других. Правда, как они там будут размещается, вопрос остается открытым.
Саттон намеревался продать машину китайцам, с которыми он провел много лет и прекрасно понимал, что они нужен максимально дешевый танк. Для данного региона его легко можно было бы счесть отличной машиной с серьезными экспортными перспективами, потому что, хотя он и не произвел впечатления на западных военных, он произвел бы впечатление на китайцев, у которых практически не было опыта ведения боевых действий с бронетехникой. В ретроспективе вооружение может показаться невпечатляющим, но для борьбы с другими танками в машине не было бы особой необходимости. Кроме того, саттонский скунс стоил бы довольно дешево.
Однако на этом вся четкая и уточненная информация о саттонском скунсе заканчивается.
Саттон заявил, что собирался отправить этот прототип в Китай и продавать его как горячие пирожки, и в августе 1932 года он действительно отплыл в Шанхай, но единственным источником об этом путешествии является книга "Генерал удачи" ("General of Fortune, The fabulous story of One-Arm Sutton", by Charles Drage, 1st edition, 1963), в которой четко не излагается какая-либо существенная информация о переговорах, стоявших за этим проектом. Но, как нам уже заранее известно, в конечном счете, он потерпел неудачу. Причин на это было множество, но в первую очередь, это германо-китайское содружество.
На этом история танка заканчивается, так как его дальнейшая судьба неизвестна и нет точной информации о том, покидал ли танк Саттона вообще территорию США. Но известна судьба его создателя. После неудачи в Китае, Саттон переехал в Корею, где занимался другой добычей полезных ископаемых, но в 1941 году он был выслан японцами. Позже он умер в лагере для военнопленных в Гонконге в 1944 году.