Один из главных законов аукционирования: очень хорошо на всех аукционах расходятся вещи, связанные с Наполеоном. Неизвестно, откуда самые разные предметы всплывают снова и снова - по это постоянно происходит.
И вот мы слышим, как на аукционах продаются, например, табакерки, принадлежащие Наполеона – а их уже было довольно много. Тут есть одно объяснение. Дело в том, что Наполеон взял себе такое правило во время совещаний: заметив у какого-нибудь вельможи золотую табакерку, он просил дать ему табачку понюхать – а табакерку не возвращал.
Кончилось тем, что участники совещаний стали приносить табакерки из бересты. Они императора уже не интересовали.
На одном аукционе за 117 тысяч евро были проданы сапоги, который Наполеон носил во время ссылки на острове Святой Елены.
Перед смертью он начал раздавать свои вещи приближенным, и вот эти предметы стали всплывать на различных аукционах.
Значительно дороже, чем сапоги, коллекционерами была оценена шляпа Наполеона. На аукционе в 2018 году шляпа ушла за 280 тысяч евро - ведь Наполеон носил ее не в какой-то там ссылке, а в зените славы, в решающих сражениях. А одну двууголку, традиционную двурогую шляпу императора, купили почти за 2 миллиона евро - потому что она была на нем в один из самых знаменитых моментов его жизни, в битве при Ватерлоо.
Наполеон тогда окончательно проиграл, причем, как утверждают многие историки, из-за случайности: он вдруг почувствовал себя плохо и не смог должным образом командовать войсками. Соответственно, это шляпа с поля битвы в Ватерлоо описывалась в пресс-релизах, как историческая реликвии, напоминающая о том, от каких случайностей порой зависит судьба людей и целых стран.
И если уж говорить о Наполеоне, то стоит вспомнить, что на аукционе в Англии в 1836 году продали не какие-то там его табакерки, а целый военный корабль. Это был корабль «Беллерофонт». На этом корабле свергнутого императора отправили в ссылку на остров Святой Елены.
Корабль по частям купили разные люди, в том числе и его последней капитан Льюис Мейтленд. Позже часть реликвий приобрел британский морской музей, в котором детали старинного корабля соседствуют с такими экзотическими предметами как диван, на котором спал Наполеон во время плавания на «Беллерофонте» и череп козы, которая давала для него молоко.
В современном мире масштабы мельчают, и теперь коллекционеров, например, заинтересовал не корабль, а маленькая лодка. Впрочем – лодка тоже историческая. Она напоминает о животных, которые устраивали покушения на президентов.
Покушение на озере на Джимми Картера – это стало сенсацией в США во время его президентства. Газеты волновали заголовками:
“Кролик-убийца”, “Отважный президент сражается с водяным кроликом”.
Фотограф Белого дома успел заснять это для истории: во время рыбалки лодку с Картером атаковал дикий болотный кролик. Президент отбился веслом, кролик уплыл. Под снимками тогда появились и такие подписи:
“Кролик, натренированный иностранными спецслужбами, был вынужден отступить”.
В США любят проводить опросы: на мысль о каких животных наводит тот или иной политик. Картер после озера устойчиво стал наводить на мысль о кролике.
А вообще лоты на аукционах становятся все более странными, и этому есть объяснение. Аукционеры действует по законам современной рыночной экономики. Эти законы, в частности, так описывал известный современный Философ Славой Жижек:
«Сегодня культурно-экономическому аппарату, чтобы воспроизводить себя в условиях рыночной конкуренции, все чаще приходится стимулировать создание все более шокирующих эффектов и продуктов”.
И вот разные шокирующие продукты появляются на аукционах - а затем они расходятся по разным коллекционерам, и обладатели раритетов хвалятся друг перед другом. Как говорил об этом большой знаток аукционного бизнеса знаменитый художник-сюрреалист Марсель Дюшан:
«Собиратели могут быть сколь угодно одухотворенными, но коллекционер всегда в конечном итоге говорит: а заплатил я столько-то”.