как всё-таки их много сохранилось, каждый год по десятку-полтора через мастерскую проходит. Эта вот - домашнего размера, хорошенькая, хоть и очень простая, академочка , с нарядными одеждами без купеческих излишеств.
Красочки тут ярковатые - первые, знаете, из свежевведённых в крупное доступное производство: красные и ярко-жёлтые кадмиевые соли, милая приглушенная изумрудка, синяя прусская (которую я до сих пор люблю за химическую стабильность и возможность легко достичь очень нежных оттенков синего). Из-за их невысокого качества икона со временем приобрела "изрытую" поверхность, сделалась губковатой, неоднородной; вот это моя работа - вернуть плотность, убрать активные грязи, соединить нарушенное. Ну и привычные проблемы никуда не делить - потемневший защитный слой, прорывы тканей, ожоги, местные шелущения.
Всё как обычно; начинаю возвращать к жизни пострадавшее.
А на тыльной стороне тем временем - такая трогательная каллиграфия, практически руническое письмо шилом ) Показываю такие примеры тем, кто каждый год начинает заниматься со мной каллиграфией.
И вот идёт время. Недели. Уходят непрозрачные опасные наслоения, выравниваются микрорельефы , восполняются лакуны. Головки Пречистой и Её Сына становятся светлыми, цельными:
Качество исполнения, повторюсь, не Бог весть какое; однако эти мастера знали и любили технологию, кожа вышла полупрозрачной, румянец - нежным , драпировки - тонкими.
Вот так икона оживает.
* Спасибо за просмотр и за сердечко; очень ценю их.
Всё, что написано о реставрационных и иконных работах, собрано здесь.