Найти тему
27,8K подписчиков

О фугасных снарядах русско-японской, или что сильнее пироксилин или шимоза (и, что такое шимоза вообще, и почему у нас ее не было, и...)

5,5K прочитали

Итак, мы уже выяснили флот наш в русско-японскую готовился воевать на дистанции 15-20 кабельтовых, японцы на дистанции 30-40 кабельтовых.

Итак, мы уже  выяснили флот наш в русско-японскую готовился воевать на дистанции 15-20 кабельтовых, японцы на дистанции 30-40 кабельтовых.

Наши делали ставку на бронебойные снаряды, японцы на фугасные. У нас они тоже были (но в значительно меньшем количестве). Фугасное действие снарядов заключается в смещении и разрушении корабля противника за счет энергии взрыва. Для получения наибольшего фугасного действия к моменту взрыва снаряд должен проникнуть на некоторую оптимальную глубину в преграду. Поэтому фугасному действию предшествует ударное действие снаряда. Современное определение этого типа снарядов: "Фугасный снаряд – это боеприпас, содержащий большое количество взрывчатого вещества, которое при детонации высвобождает энергию и образует взрывную волну, совмещенную с высокой температурой".

Итак, мы уже  выяснили флот наш в русско-японскую готовился воевать на дистанции 15-20 кабельтовых, японцы на дистанции 30-40 кабельтовых.-2

Русские фугасные снаряды

Итак, мы уже  выяснили флот наш в русско-японскую готовился воевать на дистанции 15-20 кабельтовых, японцы на дистанции 30-40 кабельтовых.-3

Откровенно говоря, я бы не решился назвать их фугасными. Это скорее, почти нормальный бронебойный снаряд. Можно назвать их полубронебойными, (но никак не фугасными). Ну, уж слишком мало взрывчатки в них было.

В первом из опубликованных официальных описаний войны на море в 1904— 1905 годах, составленном Н.Л. Кладо, говорилось: «...Бронебойный английский (а,следовательно, и японский) снаряд (12 и 6 дм калибров) содержит в себе взрывчатого вещества 5 и 5½ % от своего веса, русские так называемые фугасные снаряды этих калибров заключают в себе лишь 2 и 3% взрывчатого вещества, а в бронебойных русских: снарядах... до 1 и 2%. Между тем, в английских фугасных снарядах у это количество составляет 9½% и 9¼ %, а 6-дм лиддитовые снаряды содержат... 13¼ от своего веса...».

«Отношение Морского Технического комитета – Председателю Следственной Комиссии по делу о Цусимском бое» (далее – «Отношение») от 1 февраля 1907 года указывает, что вес ВВ в фугасном 305-мм снаряде, каковыми комплектовались броненосцы 2-ой Тихоокеанской эскадры, составил 14,62 фунта или примерно 5,99 кг (в русском фунте было 0,40951241 кг), что примерно соответствует процентному содержанию ВВ в 1,8 %. Фугасные облегченные 305-мм снаряды, которыми мы воевали в Русско-японской войне, иногда именуемые снарядами «старой модели», иногда – «обр. 1892 г», а иногда – и вовсе никак, изначально планировалось снаряжать пироксилином. Но вышло иначе, в русско-японскую их начиняли чаще всего бездымным порохом. Что в этом плохого? Это вещество отнюдь не бризантное (не дробящее): за счет давления от сгорания пороха, снаряд разрывало на несколько крупных осколков и... все.

Совсем другой эффект был от японских снарядов.

Итак, мы уже  выяснили флот наш в русско-японскую готовился воевать на дистанции 15-20 кабельтовых, японцы на дистанции 30-40 кабельтовых.-4

«Японские снаряды, не в пример нашим, рвутся не только от удара об твердый предмет, но и об воду, причем выпускают черный дым, дают массу осколков и поднимают громадный столб воды. Это, собственно говоря, не снаряды в нашем смысле, а прямо особого сорта мины, которые... производят одинаковый эффект как на дальнем, так и на ближнем расстоянии... Очень обидно и горько, что у нас не могли додуматься до такой простой идеи...» — писал в своем донесении командир крейсера «Олег» капитан 1-го ранга Добротворский

«Казалось, не снаряды ударялись о борт и падали на палубу, а целые мины... Они рвались от первого прикосновения к чему-либо, от малейшей задержки в их полете. Поручень, бакштаг трубы, топрик шлюпбалки — этого было достаточно для всесокрушающего взрыва... Стальные листы борта и надстроек на верхней палубе рвались в клочья и своими обрывками выбивали людей; железные трапы свертывались в кольца; неповрежденные пушки срывались со станков...» — вспоминал после Цусимского боя В. И. Семенов.

«А потом — необычайно высокая температура взрыва и это жидкое пламя, которое, казалось, все заливает! Я видел своими глазами, как от взрыва снаряда вспыхивал стальной борт. Конечно, не сталь горела, но краска на ней! Такие трудногорючие материалы, как койки, чемоданы, сложенные в несколько рядов, траверзами, и политые водой, вспыхивали мгновенно ярким костром... Временами в бинокль ничего не было видно — так искажались изображения от дрожания раскаленного воздуха...». (Семенов В. Бой при Цусиме. С-Пб., 1912.). В довершение всего «шимоза» давала выброс удушливого дыма, который действовал, по сути, как отравляющее вещество. Люди, вдохнувшие его, умирали потом в мучениях...

Если бы русские снаряды, попавшие в цель, были равноценны японским, исход боя был бы иным. Так в чем же дело? Почему такая разница?

Итак, мы уже  выяснили флот наш в русско-японскую готовился воевать на дистанции 15-20 кабельтовых, японцы на дистанции 30-40 кабельтовых.-5

Японские фугасные снаряды

Опубликованная в 1913 году статья капитана 2 ранга М.И. Смирнова давала следующие данные: «Япония имела сильно действующие фугасные снаряды, снаряженные могучим взрывчатым веществом шимоза (меленит), составляющим по весу около 14% от веса снаряда». С учетом обозначенной в статье массы, получается, что вес заряда составлял от 48,67 до 53,97 кг. (смотря в каких фунтах считать в русских или английских, ибо там не указано).

Про "шимозу" сочинена масса легенд: то она мощнее пироксилина, то немощнее...

Начнем с того, что , несмотря на то, что "Вики..." пишет, что "Шимозе разработал новое взрывчатое вещество на основе пикриновой кислоты", в реальности, Масашика Шимозе ничего нового не открывал. Он нашел способ использовать давным-давно известное взрывчатое вещество.

В 1771 году англичанин Питер Вулф получил тринитрофенол путем воздействия азотной кислоты на краситель индиго (его раньше получали из двух видов растений, родиной которых являлась Индия). Потом тринитрофенол получили при действии азотной кислотой на различные органические вещества: шёлк, природные смолы и.т.д. В 1869 году метод получения кислоты был усовершенствован немецкими учеными Шмидтом и Глутцем, предложившими сульфирование с последующим нитрованием.

Кислота есть кислота, и она во взаимодействии с металлами дает соли - пикраты. Взрывчатые свойства пикратов были обнаружены ещё в 1799 году, но даже в 1871 году Фридрих Абель утверждал, что опасны только пикраты, а сам "желтый краситель" абсолютно безопасен.

А, потом, начали взрываться пушки... Правда, не сразу не сразу. Сначала было изобретение Н.Н.Зининым промышленного способа синтеза анилина, открывшего дорогу дешевым синтетическим красителям. Затем военные круги одного из государств Европы — Франции — обратили внимание на подлинный норов пикриновой кислоты и даже начали использовать ее в качестве разрывного заряда артиллерийских боеприпасов. Затем в 1873 г. Герман Шпренгель (любопытно, что «шпренген» по-немецки означает «взрываться», но в данном случае это чисто случайное совпадение) открыл способность пикриновой кислоты взрываться от гремучертутного капсюля-детонатора, ранее изобретенного Нобелем, и для нее мгновенно нашлось новое применение: ею стали снаряжать снаряды.

Начать отсчет применения пикриновой кислоты как ВВ можно с 1886 г. Во Франции она использовалась под названием мелинит, в Англии — лиддит, в Италии — пертит. А, вот потом, действительно, начали рваться снаряды в стволах орудий. А, вот потом, начались поиски причин "странного" явления, когда одни снаряды взрывались в стволе, а, другие вели себя прилично.

Искали ответ на этот вопрос и у нас. И Семен Васильевич Панпушко уже практически решил задачу. Казенных денег на исследования ему почти не отпускали. На Главном артиллерийском полигоне под Петербургом (возле станции Ржевка) он занял два неотапливаемых деревянных барака. На собственные средства, - жалованье штабс-капитана и преподавательский заработок, - оснастил их самодельными приборами. Помогать ему вызвались трое солдат (солдат!), которые при нем быстро сделались профессиональными лаборантами.

Исследования были прерваны взрывом лаборатории, в результате которого погибли все исследователи. На том работы и остановились. НЕ появился в России мелинит. А, жаль, дешево и сердито... В чем было дело? Да в тех же пикратах. Грубо говоря:

Мелинит - твердая кислота. В снаряде он реагирует с железом корпуса, образуя чувствительные, опасные соединения. Это они являются причиной катастрофических взрывов. А значит, решение проблемы в том, чтоб изолировать мелинитовый заряд от контакта со стальной оболочкой.

Масашика Шимозе решил проблему "в лоб". Он экспериментировал с фарфоровыми чашечками, вощеной бумагой, пытаясь механически исключить контакт с металлом. Японская техника того времени, это деммонстрация того, как сложные вопросы можно решить простыми средствами. Это потом французы выяснили, то же самое, что и все остальные: что пикриновая кислота сама по себе относительно безопасна, но что она при хранении в неподходящих условиях образование пикратов ускоряется в десятки и сотни раз. Но они решили вопрос иначе: выяснив что чувствительность пикриновой кислоты можно понизить сплавлением ее с динитронафталином. Кроме динитронафталина, для снаряжения боеприпасов применяют динитрофенол и тринитрокрезол. Это позволяет снаряжать ими боеприпасы больших калибров. Применение находят сплавы из 60% пикриновой кислоты и 40% динитрофенола и из 40 % пикриновой кислоты и 60% тринитрокрезола.

Само собой разумеется, работы Тюрпена были строго засекречены. И когда в восьмидесятые годы французы стали выпускать новое взрывчатое вещество под таинственным названием «мелинит», оно вызвало колоссальный интерес во всех странах. Ведь ударное действие боеприпасов, снаряженных мелинитом, внушает должное уважение даже в наше время. Несмотря на все предосторожности, тайна мелинита вскоре стала, однако, секретом полишинеля. Уже в 1890 году Менделеев сообщал русскому морскому министру Чихачеву:

«Что же касается до мелинита, разрушительное действие коего превосходит все данные испытания, то по частным источникам с разных сторон однородно понимается, что мелинит есть не что иное, как сплавленная под большим давлением остывшая пикриновая кислота».

Что касается "могущества шимозы"... Свойства пироксилина и пикриновой кислоты достаточно близки, у последней чуть выше бризантность, чуть выше токсичность продуктов ее взрыва, но, в принципе...

Другое дело, что взрывчатки в снаряде было намного больше. Там много нюансов, и не так плох был пироксилин, причина совсем в другом.