3,3K подписчиков

Философия для чайников. Урок 7. Краткая история философии. Эпоха просвещения

524 прочитали
Изображение сгенерировано нейросетью Stable Diffusion Generator
Изображение сгенерировано нейросетью Stable Diffusion Generator

Первый урок:

Предыдущий урок:

Эпоха просвещения – это XVIII век. В этот период бурно развивалась наука, производство, военная техника. Изменилось и мировоззрение людей. Теперь это новое мировоззрение укладывалось в девиз: «Все должно представать перед судом разума!». Основная идея философии данной эпохи состоит в том, чтобы заменить мировоззрение, основанное на религиозных догмах и политическом авторитете на то, которое вытекает из свободы слова, демократии и человеческого разума.

Особо тут, конечно, стоит выделить философию французского просвещения. В ней в данное время, присутствовало три основных направления:

· деистическое;

· атеистически-материалистическое;

· утопически-социалистическое.

Деизм не отрицает Бога. Он отрицает лишь то, что Бог вмешивается в дела людей. Согласно этой концепции, Бог создал мир, людей, и сказал: «Живите сами как хотите, я не вмешиваюсь». Что характерно, деизм не признает ни персонификацию Бога (типа Бог есть, но он нечто непонятно а никакой не чувак сидящий на облачке), ни идею что Бог – это сама природа.

Вольтер (1694 - 1778), настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, великий писатель и философов, был одним из ярких представителей деизма. Он яростно критиковал католицизм, и сказал знаменитую крылатую фразу: «Раздавите гадину» (это он о католической церкви). Однако, сам Вольтер не был атеистом. Первопричиной всего он считал Бога, но был убежден, что доказать, что Бог есть, невозможно, ровно и то, что его нет. По сути, Вольтер был верующим агностиком. Почему же он верил в Бога? Он считал, что необходимо признать Бога, чтобы держать людей в определенных рамках нравственности, но при этом ни в коем случае нельзя покушаться на их личную свободу.

Придерживался идей деизма и соратник Вольтера Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) – французский философ, юрист, ученый. Он так же считал, что Бог создал мир, а потом самоустранился от управления и люди теперь предоставлены сами себе. «Истрию творят люди, а не Бог», – говорил он. Философ утверждал, что люди создали государство на основе так называемого «общественного договора», и создали они его потому, что в этом была насущная необходимость. По его убеждениям, этот договор устанавливал права и обязанности народа и власти. Именно Монтескье, кстати, предложил знаменитую идею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Раз уж мы рассматривает тему эпохи Просвещения, нельзя не сказать о таком знаменитом французском философе как Жан Жак Руссо (1712-1778). К слову, он был не только философом, но еще и писателем, а так же специалистом в области искусства и педагогики. Своей разнообразной литературной деятельностью он способствовал Великой Французской Революции. Жан Жак Руссо резко критиковал феодализм с его деспотическим режимом, а так же идею частной собственности, считая ее источником всех бед. В своем бессмертном труде «Об общественном договоре» Руссо писал: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!». Он так же считал, что народ имеет право свергнуть паразитическую власть и создать Справедливое Общество. Что, по мнению философа, означает «справедливое общество»? Руссо считал, что в справедливом обществе все люди обладают равными правами, в том числе равной долей частной собственности. То есть, вся частная собственность, по его мнению, должна быть поделена (вероятно, как такое глобальное акционерное общество). Руссо предлагает новую систему воспитания детей в специализированных учебных заведениях, где из них будут готовить людей нового общества: на идеях свободы, взаимоуважения, знающих свою профессию и понимающих основы наук.

Как и Вольтер, Руссо был деистом, то есть, он не отрицал Бога, но верил, что Бог вообще вмешивается в земные дела и выступал против религии.

Теперь поговорим об атеистах эпохи Просвещения. В отличие от деистов, атеисты не верят в бога от слова «вообще» и отрицают его наличие. Стоит заметить, что есть некоторые хм… альтернативно умные, которые утверждают, что атеизм – это такая же вера, только вера в отсутствие Бога. Всю глупость подобного утверждения можно проиллюстрировать фразой: «Трезвенник пьет отсутствие алкоголя» или «Некурящий курит отсутствие табака».

С атеизмом тесно связано такое учение, как материализм. Суть этого учения состоит в том, что материя первична, идея (дух, сознание, информация) вторична. Все, что существует в этом мире, материально (хоть и не всегда вещественно. К слову, свет и другие изучения, а также электромагнитное поле – это особые виды материи. По мнению материалистов, мир никем не создан, а просто был всегда и всегда будет. Мир, согласно материализму, является ничем иным, как совокупность материальных объектов. Эти объекты взаимодействует между собой согласно объективным законам природы. Сознание человека, как утверждают материалисты, – это свойство высокоорганизованной материи.

К слову, на тему атеизма у меня есть ряд статей, начинающихся с этой (содержит ссылку на следующую статью):

Одним из ярких представителей данного направления в эпоху просвещения был Жан Мелье (1664 – 1729). Что интересно, он сначала был священником. И именно в ходе своей работы священником Мелье пришел к атеизму. Он не верил в существование бессмертной души, в существование сверхъестественных явлений, в Бога, считал, что весь мир материален и материя вечна, она состоит из мельчайших частиц, изменяется и развивается. Познание Мелье рассматривал как отражение материей самой материи.

Данный философ считается первым коммунистом в Европе, он считал частную собственность причиной всех социальных бедствий, призывал к свержению монархии и отмену частной собственности на средства производства.

Жюльен Ламетри (1709 – 1751). Он так же был материалистом. Кроме того, что был философом, еще и был врачом. Написал такие труды, как Трактат о душе», «Человек-машина». Философ полагал, что во Вселенной есть только материя, и высшей формой ее развития является человек. Материя, по его мнению, обладает такими атрибутами, как протяжность и движение. Человека Ламетри рассматривал как «просвещенную машину». Он полагал, что человеческое тело – это механизм. Правда, Ламерти не отрицал существование души, но, в отличие от деистов, теистов и прочих идеалистов не считал ее чем-то нематериальным. По его мнению, способности души зависят от мозга и состояния физического тела, то есть, душа, по его представлению, – это порождение материи. Исходя из этого Ламерти утверждал, что медицина должна лечить не только тело, но дух и нравы. Человек, по его мнению, отличатся от животных только более высокой организацией телесных механизмов и способностью к обучению. Ламетри считал, что развитие общества зависит от воспитания и просвещение его членов, отвергал религию. Свободу частной собственности и торговли понимал как свободу личности, то есть, коммунистом он не был.

Дени Дидро (1713 – 1784). Знаменитый французский мыслитель, философ, ученый энциклопедист. Автор трудов: «Мысли об объяснении природы», «Физиологические очерки», «Письма о слепых в назидание зрячим». Утверждал, что начиная от простой молекулы до человек имеется цепь существ, которые переходят от простого оцепенения до высшего расцвета разума. По его мнению, жизнь отличают такие свойства, как раздражимость и чувствительность. Душа, по его представления, является продуктом организма, его целостностью. Иными словами, соединение тела и памяти составляет душу, «Я», сознание. Он написал много статей для «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», был автором идеи создания энциклопедии, свободной от религиозных предрассудков. В основе общества и государства видел «общественный договор», согласно которому власть королей не имеет божественного начала.

Теперь поговорим о социалистах-утопистах эпохи просвещения.

Первые утописты, как вы помните, возникли в эпоху Возрождения:

Это Томмазо Кампанелла и Томас Мор.

Во Франции в эпоху Просвещения были популярны такие социалисты-утописты, как Мабли, Бабеф, Сен – Симон, Фурье. Они резко критиковали общественно-экономический строй, политическую систему и выдвигали свои проекты построения нового государства, где господствовала бы идея всеобщего равенства. Их идеи были поддержаны широкими слоями трудового народа в ходе Великой французской революции 1789 – 1794 годов.

Габриэль Мабли (1709 - 1785) – историк, философ, писатель, один из основоположников социалистическо-утопического направления в философии Франции. В своих работах он призывал народ к обществу без частной собственности, но в наступление коммунизма не верил. Он считал, что частную собственность уничтожить невозможно, и что классы будут всегда. По его мнению, этому мешают человеческие пороки, такие как эгоизм и стремление к наживе. Философ считал, что единственный путь спасения — уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность — высшая личная и общественная добродетель.

Что интересно, идея вооруженного захвата власти, чтобы потом построить коммунизм приходила к людям еще до Ленина, и даже до К. Маркса. В частности, Франсуа Бабеф (1760 - 1797) – талантливый мыслитель, основоположник теории коммунизма. Он резко критиковал существующее положение дел, где богатые жестоко эксплуатируют бедных. Франсуа считал, что в идеальном обществе не будет деления на классы, земля будет разделена поровну между теми, кто на ней работает, частной собственности на средства производства тоже не будет. Еще философ полагал, что доходы общества должны распределяться между тружениками поровну. Но Франсуа понимал, что само общество таким себя не сделает. Для этого надо совершить революцию, захватить политическую власть и установить новые порядки. Он даже провел подготовительную работу для проведения вооруженного восстания: подготовил участников восстания и составил программу действия нового правительства. Его организация называлась «Заговор во имя равенства», но в 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

Однако, не все социалисты-утописты считали необходимым совершать революцию. Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760 - 1825) – граф, французский философ, один из теоретиков утопического социализма. Он полагал, что необходимо разрушить все предрассудки и верования и применить научный метод для построения нового общества. Сен-Симон считал, что в социальных науках, а так же философии и психологии можно и нужно применять те же методы, что и в физике и астрономии. Замечу, что, несмотря на то, что применить методы естественных наук в гуманитарных науках весьма проблематично, но он, по сути, прав. Почему? Потому что наука – это система объективных знаний о действительности. Как можно вообще получить объективные знания? Только выдвигая гипотезы, делая умозаключения, строя различные теории и проверяя их экспериментально. Только так. Иного пути нет, чтобы там не говорили сторонники идеализма и всякие эзотерики. А почему такие методы проблематично применить в гуманитарных науках? Ну, хотя бы потому, что эксперименты на людях как бы не этичны и вообще запрещены. Ну, и по ряду других причин, в частности, из-за особенностей объекта и предмета исследования гуманитарных наук. Но, если хорошо подумать, то применить методы естественных наук к гуманитарным дисциплинам все-таки можно, в какой-то мере.

Француа Фурье (1772 - 1837) – как видный философ, также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Был убежден, что человеческое общество, как и любой природный объект, развивается по законам природы. При этом он атеизм рассматривал как нечто опасное, особенно в буржуазном обществе, где царствует лживая буржуазная мораль. Веру в Бога наоборот, считал чем-то полезным и дарящим надежду.

Француа Фурье в ходе изучения буржуазного общества обнаружил три типа противоречий:

· Между личными интересами и общественными (к примеру, богач и остальной народ).

· Социально-экономические, дающие то избытки, то кризис производства.

· Моральные (к примеру, буржуазный брак, основанный на расчете, а не на любви).

По его представлению, идеальным обществом является общество, где всеобщая трудовая повинность, правильное распределение доходов, высокий уровень экономического развития, свобода любви и нравов, уважение к Богу.

Ну, и подытожим. В эпоху просвещения кардинальным образом меняется мышление людей. «Все должно представать перед судом разума!» – вот их девиз. Старые религиозные догмы нужно заменить мировоззрением, основанным на разуме и свободе слова. Появляются такие направления, как деизм (Бог создал мир и самоустранился, больше не вмешивается), атеизм (Бог нет) и социализм-утопизм (это вообще не про Бога, а про общество).

Следующий урок: