Марафонская битва, произошедшая 2 500 лет назад, занимает выдающееся место в анналах истории, о чем свидетельствует ее память в виде олимпийских соревнований. Это решающее столкновение закрепило за Марафоном непреходящее значение в истории Запада.
Наследие и символический вес битвы часто признавались на протяжении веков. Она является свидетельством триумфа демократического и "свободного" государства - самой сути западных идеалов - над деспотичным восточным захватчиком. Эта победа обеспечила сохранение уникальных традиций, которые в конечном итоге сформировали цивилизации во всем мире. Хотя реальная динамика конфликта, несомненно, многогранна, слава "Марафона", как ожидается, выйдет за рамки времени и будет звучать еще многие века.
Персия
Предыстория битвы связана с возвышением Персидской империи, которую часто называют первой в мире сверхдержавой. К 500 году до н.э. она занимала огромную территорию от Индии до греческих городов-государств западной Турции, а ее амбициозный правитель Дарий I стремился к дальнейшему расширению.
Как и Римская империя, Персидская была религиозно терпимой и позволяла местным элитам править относительно беспрепятственно, но на этой ранней стадии (ее основатель, Кир Великий, умер в 530 году) восстания все еще были обычным явлением. Самое серьезное произошло в Ионии - западной части Турции, где греческие города-государства сбросили своих персидских сатрапов и объявили себя демократиями в ответ на поддержанное персами нападение на независимый город Наксос.
На это их вдохновил демократический пример Афин, которые были связаны со многими старыми ионийскими городами прошлыми войнами и интригами, а также тесной культурной связью, поскольку многие ионийские города были основаны афинскими колонистами. В ответ на мольбы ионийцев и высокомерие персов в их дипломатии, афиняне и эритрейцы послали небольшие отряды на помощь восстанию, которое имело некоторый первоначальный успех, но было жестоко подавлено мощью армий Дария.
После морского сражения при Ладе в 494 году до н.э. война была практически закончена, но Дарий не забыл о дерзости афинян, оказавших помощь его врагам.
Месть
Согласно великому историку Геродоту, который почти наверняка разговаривал с выжившими участниками персидских войн, дерзость Афин стала навязчивой идеей Дария, который якобы поручил рабу говорить ему "господин, помни об афинянах" три раза каждый день перед обедом.
Первая персидская экспедиция в Европу началась в 492 году, и ей удалось подчинить персидскому владычеству Фракию и Македонию, хотя сильные штормы помешали флоту Дария совершить дальнейшие походы в Грецию. Однако он не собирался отступать, и два года спустя в плавание отправился еще один мощный отряд под командованием его брата Артаферна и адмирала Датиса. На этот раз, вместо того чтобы идти в Грецию через север, флот направился на запад через Киклады, по пути завоевав Наксос и прибыв на материковую Грецию в середине лета.
Первый этап плана мести Дария - сожжение и унижение партнера Афин по поддержке ионийского восстания - Эретрии - был выполнен быстро, оставив его главного врага одного противостоять могуществу Персидской империи.
Город против сверхдержавы
Армию Артаферна сопровождал Гиппий, бывший тиран Афин, который был свергнут в начале перехода города к демократии и бежал к персидскому двору. Он посоветовал высадить персидские войска в Марафонском заливе, который был хорошим местом для высадки всего в одном дне марша от города.
Тем временем командование афинской армией было поручено десяти различным генералам - каждый из которых представлял одно из десяти племен, составлявших гражданское население города-государства, - под свободным руководством полимарха Каллимаха.
Однако наибольшую известность из Марафона получил полководец Мильтиад. Он вырос как греческий вассал Дария в Азии и уже пытался саботировать его войска, разрушив важный мост во время отступления великого царя из предыдущей кампании в Скифии, а затем переметнулся на его сторону во время ионийского восстания. После поражения он был вынужден бежать и перенести свое военное мастерство в Афины, где он был более опытен в борьбе с персами, чем любой другой лидер.
Затем Мильтиад посоветовал афинской армии быстро двигаться, чтобы блокировать два выхода из Марафонского залива - это был рискованный шаг, так как 9000 человек под командованием Каллимаха были всем, чем располагал город, и если персы введут их в бой со своей гораздо более многочисленной армией при Марафоне и победят, то город будет полностью раскрыт и, скорее всего, его постигнет та же участь, что и Эретрию.
Помощь пришла из неожиданного источника - крошечного города-государства Платеи, который прислал еще 1000 человек для подкрепления афинян, которые затем отправили Фидиппида, лучшего бегуна в городе, связаться со спартанцами, которые не придут еще неделю, к тому времени их священный праздник Карнея уже закончится.
Тем временем в Марафонской бухте в течение пяти дней царило неспокойное безвыходное положение, ни одна из сторон не хотела начинать сражение. В интересах афинян было дождаться спартанской помощи, в то время как персы опасались нападать на укрепленный афинский лагерь и рисковать, слишком рано вступая в сражение с относительно неизвестной силой.
О численности их армии судить трудно, но даже самые консервативные из современных историков оценивают ее примерно в 25 000 человек, что перевешивает шансы в их пользу. Однако они были более легковооружены, чем греки, которые сражались в доспехах и с длинными пиками в плотном строю фаланги, в то время как персидские войска делали больший упор на легкую кавалерию и умение владеть луком.
Битва при Марафоне
На пятый день битва началась, несмотря на отсутствие помощи со стороны спартанцев. Есть две теории, почему это произошло; одна из них заключается в том, что персы вновь высадили свою конницу, чтобы взять греков в тыл, тем самым дав Мильтиаду, который постоянно призывал Каллимаха быть более агрессивным, возможность атаковать, пока враг был слабее.
Другая версия заключается в том, что персы попытались атаковать, и когда Мильтиад увидел их продвижение, он приказал своим войскам идти вперед, чтобы вернуть инициативу. Эти два варианта не исключают друг друга, и также возможно, что продвижение персидской пехоты было спланировано в тандеме с фланговым движением кавалерии. Несомненно то, что 12 сентября 490 года до н.э., наконец, началась Марафонская битва.
Когда расстояние между двумя армиями сократилось примерно до 1500 метров, Мильтиад отдал приказ сократить центр афинской линии до четырех шеренг, а затем продолжить наступление своих людей против гораздо более многочисленной персидской армии.
Чтобы ограничить эффективность персидских лучников, он отдал своим тяжеловооруженным войскам приказ бежать, как только они окажутся достаточно близко, с криком "на них!". Персы были ошеломлены этой стеной закованных в броню людей с копьями, несущихся к ним на полном ходу, и их стрелы не причинили им особого вреда.
Столкновение, когда оно произошло, было жестоким, и более тяжелые греческие воины вышли из него намного лучше. Персы разместили своих лучших людей в центре, но их фланги состояли из плохо вооруженных воинов, в то время как слева греками командовал лично Каллимах, а справа - Аримнест, лидер платейцев.
Окруженные со всех сторон, элитные персидские войска разбились и побежали, многие утонули в местных болотах в отчаянной попытке спастись бегством. Именно здесь Каллимах погиб в безумной спешке, пытаясь настичь персов, и, согласно одному из рассказов, его тело было пронзено таким количеством копий, что даже в смерти оно оставалось вертикальным.
Несмотря на гибель своего полководца, греки одержали ошеломляющую победу при весьма незначительных потерях. В то время как тысячи персов лежали мертвыми на поле боя, Геродот сообщает о гибели всего 192 афинян и 11 платейцев (хотя истинная цифра может быть ближе к 1000).
Затем персидский флот вышел из залива, чтобы атаковать Афины напрямую, но, увидев, что Мильтиад и его войска уже там, они сдались и вернулись к разъяренному Дарию. Марафон не положил конец войнам с Персией, но стал первым поворотным пунктом в установлении успеха греческого, в частности афинского, пути, который в конечном итоге дал начало всей западной культуре, какой мы ее знаем. Таким образом, по мнению некоторых, Марафон является самым важным сражением в истории.