Найти тему

Как зоомагазины выживают в кризис?

Оглавление

Кризис – не лучший период для граждан и особенно для бизнеса. Но бизнес многогранен. Даже в сложные периоды есть специфические направления, которые не только не теряют выручку, а прочно занимают место на рынке или даже приумножают свою прибыль. Один из таких феноменов – зообизнес.

Зообизнес вне кризиса?

Главная особенность любого кризисного периода с точки зрения бизнеса – изменение модели покупательской способности. Большая часть аудитории отказывается от излишеств.

-2

В первую очередь, это сфера развлечений и HoReCa (индустрия гостеприимства). Люди экономят на посещении ресторанов, кинотеатров, парков аттракционов, поездок. Даже в фастфуде, который вошел в привычку у многих клиентов, наблюдается снижение среднего чека и потеря части аудитории.

В период пандемии покупатели также отказывались от покупки бытовой техники, одежды и обуви, не считая данные категории товаров острой необходимостью.

Таким образом, любая кризисная ситуация становится для покупателей временем, когда необходимо пересмотреть приоритеты.

Между тем та же пандемия показала возросший спрос на еду и лекарства. Да, покупатели стали более разборчивыми, но они не перестали покупать товары первой необходимости. И к такой категории относятся товары для животных.

-3

Психология потребителей

Подавляющее большинство покупателей во время кризиса старается экономить на себе, но не на членах своей семьи. Принцип «Все лучшее – детям» работает и сегодня.

И здесь можно провести параллель между детьми и домашними животными. За последнее десятилетие уровень ответственности хозяина перед питомцем значительно возрос, о чем свидетельствует уменьшение числа животных в приютах.

Люди стали более осознанно заводить домашних питомцев. Они заботятся об их внешнем виде, регулярно водят к ветеринару (как подтверждение – увеличение количества ветеринарных клиник), стараются выбирать подходящий корм, подбирают игрушки и прочие аксессуары.

-4

И в мире потенциального покупателя питомец – такой же член семьи, как и ребенок, на котором нельзя экономить.

Влияние кризиса на зообизнес

Зарубежные бренды уходят, покупатели тратят меньше, уменьшается ассортимент товаров – как эти факторы влияют на зообизнес?

Все зависит от конкретного игрока на рынке. Действительно, некоторые представители зообизнеса отмечают следующие проблемы:

-5

В большей степени эти проблемы характерны для небольших зоомагазинов. Они не имеют возможности тратить бюджет на рекламу и маркетинг, не могут добиться скидок от поставщиков из-за малого опта.

Вопросы возникают и у начинающих предпринимателей, находящихся на этапе открытия зоомагазинов. Насколько актуально продолжать открытие? Как не уйти в сильный минус с первых месяцев? Какой ассортимент предлагать покупателям в условиях снижения покупательской способности?

Впрочем, зообизнес, как яркий представитель товаров ежедневного спроса, всегда демонстрировал стабильность, пережив кризис 2008 года, 2010 года, пандемию COVID-19 и текущие ограничения, действующие ввиду санкций. И даже в этом направлении бизнеса есть отдельный островок «сверхстабильности», называющийся франшизой.

-6

У тысяч опытных и начинающих предпринимателей слово «франшиза» имеет стойкую ассоциацию с кофейнями, пекарнями, пивными магазинами, пунктами выдачи заказов у маркетплейсов. Объяснить это просто – вокруг нас ежемесячно открываются (и часто настолько же стремительно закрываются) новые и новые точки.

Для кого-то зообизнес может показаться слишком сложным и не прибыльным. Это не так. Но в то же время это колоссальное преимущество для предпринимателей – они не будут сталкиваться с огромной конкуренцией.

Актуальность открытия зоомагазина по франшизе можно обосновать тем, что франчайзи может рассчитывать на решение проблем, которые мы рассматривали ранее. В частности:

-7

Сети, предлагающие франшизу, ежедневно обрабатывают внушительный массив данных о покупателях, их предпочтениях и покупках. И на основании этой информации составляется ассортимент магазина, который может корректироваться в зависимости от региона.

Поиск поставщиков с хорошими условиями.

Каждый уважающий себя бренд имеет наработанные связи с поставщиками. Благодаря контактам и постоянному сотрудничеству поставщики готовы предлагать отличные условия, ведь крупная сеть зоомагазинов является постоянным клиентом. И гораздо выгоднее предложить всей сети скидки или постоплату за товар, чем обсуждать подобные условия с малыми игроками зоорынка.

Продвижение бренда.

Как правило, бренды с франшизой отличаются хорошей маркетинговой составляющей. Клиенты знают их, они выделяются среди ряда конкурентов, а продуманные программы лояльности и разнообразные акции привлекают еще больше покупателей.

Помощь в выборе помещения.

-8

Сеть заинтересована в хороших показателях каждого магазина, вследствие чего отдельное внимание уделяется выбору помещения, где будет размещаться точка франчайзи.

От чего зависит успех франшизы в кризис?

С ответом на этот вопрос нам помогла разобраться представитель одной из сетей зоомагазинов – Марина Староверова, руководитель отдела франшиз «Мокрый нос».

-9
Не могу сказать, что кризис оказал существенное влияние на крупных представителей зообизнеса. Но то, что небольшие зоомагазины оказались на грани выживания, это факт. Например, за последние полгода к нашей сети присоединились 7 предпринимателей и стали работать под брендом.
Наша статистика показывает незначительное снижение продаж на корма премиум-класса: в частности, Holistic. Несмотря на уход из России части брендов, ассортимент оперативно заменяется на альтернативные варианты, которые уже успели опробовать покупатели. Что касается остальных товаров, по продажам можно говорить о плюс-минус одинаковом спросе.
Люди не перестанут заводить животных, кормить и ухаживать за ними. Именно по этой причине зообизнес не только не теряет своих покупателей, но и продолжает свое развитие, что лишь подтверждается рынком.
-10