Капитальная биография великого русского ученого и великого писателя-фантаста – книга достойная «золотой» полки серии «Жизнь замечательных людей»
Существуют биографии романизированные и научные, биографии объективные и субъективные, точные, как фотография, и глубокие, как мастерский живописный портрет, а кроме того, честные или, напротив, заидеологизированные до полной неузнаваемости героя. Старейшая книжная серия ЖЗЛ за столетие существования скопила в своей огромной библиотеке все названные и неназванные, мыслимые и немыслимые их образчики. В прошлом году она пополнила свою «золотую» полку – ту, на которой стоят капитальные биографии, книгой об Иване Ефремове – великом ученом и крупнейшем писателе-фантасте середины ХХ века. Авторы биографии – историк и писательница – работали над ней много лет, тщательно собирая, осмысливая и обрабатывая материалы, здесь впервые вводимые в культурный оборот. Чтение этой книги – тоже труд, и немалый. Но это радостный труд, от которого не хочется отрываться.
В сети, к сожалению, появилось немало негативных откликов на книгу, прежде всего, полагаю, от тех, кто не сумел ее прочитать, поскольку быстро соскучился. А соскучились эти горе-читатели потому, что не научились трудиться над книгой, воспринимая ее исключительно как развлечение. Но без труда невозможно прочесть не то что книгу о Ефремове, но и книги самого Ефремова, работавшего вроде бы в легком жанре – фантастики и исторических приключений. Разве только половину пропуская… Как раз ту половину, что возвышает Ефремова над всеми его современниками, даже над Стругацкими, даже – страшно сказать – над самим Лемом.
И так на самом деле. Обладая огромным литературным талантом, постоянно развивающимся, хватким интеллектом активно работающего ученого, Ефремов превосходил своих главных литературных (да и в науке дело обстояло так же) соперников масштабом личности и – что для эпохи безвременья особенно важно – устойчивостью душевных и духовных привязанностей, если можно так выразиться, имея в виду его верность коммунистической мечте. Добавлю – верность только мечте, ибо за то, что он думал о реальности, его книгам, не смея их запретить, втихомолку старались не давать ходу, а сразу после смерти писателя явились к его вдове с обыском и начали кампанию по дискредитации имени и книг автора, известного и уважаемого во всем мире.
Ефремов прожил, а лучше сказать – проработал сравнительно недолгую жизнь – 64 года, последнюю четверть отпущенных ему судьбой лет тяжело болея. Он был огромным человеком во всех смыслах – физическом и духовном, и это понимали, разумеется, все – не только друзья, но и враги. Можно представить себе, как последних это понимание бесило. Родившись в семье состоятельного купца в 1908 году под Петербургом, во время братоубийственной гражданской войны, он добавил себе год, подобно тому, как его отец сменил простонародное имя Антип на казавшееся ему более благородным Антон; оказавшись в Крыму, потерял близких и стал сыном красноармейского полка, освоил профессию механика, затем вместе с младшим братишкой сумел добраться до Питера, чтобы найти отца и учиться, учиться и работать – тяжело, часто по ночам, ибо за учение надо было платить. В случае Ефремова точнее сказать - расплачиваться. Он и расплачивался за свой вдохновенный творческий труд – здоровьем, которого ведь только в молодости человеку не занимать.
В молодые годы Иван Ефремов освоил множество профессий: моряка, шофера, историка, биолога, палеонтолога, добавив к ним в зрелости профессии писателя и философа.
Последняя, называемая в писательском случае «мыслитель», для большого русского литератора обязательна и совершенно естественна, но далеко не у каждого выражена столь ярко и своеобразно, как у Ефремова. А ведь он, повторюсь, работал в считающемся легким жанре, в жанре, который никогда (и сегодня тоже) не интересовал ни филологов, ни толком даже критиков. Впрочем, о Ефремове даже литературоведы в большинстве своем высказываются уважительно, не посвящая его творчеству, однако, специальных исследований, как зачитанным ими до дыр классикам.
А ведь Иван Ефремов – подлинный классик. И в науке, практической и теоретической (он руководил несколькими крупнейшими геологическими и палеонтологическими экспедициями в СССР и Монголии, совершившими множество открытий, практически создал Палеонтологический музей, мало того – новую науку, тафономию, занимающуюся изучением закономерности процессов захоронения ископаемых остатков организмов.
И в литературе (автор десятков рассказов, написанных по большей части во второй половине 40-х – начале 50-х годов и десятков же высказанных в них научных идей, большая часть из которых уже подтверждена на практике, а те, что еще не подтвердились, без сомнения, будут подтверждены; создатель изумительной по вдохновению научной утопии («Туманность Андромеды») и не менее изумительной по бесстрашию социальной антиутопии («Час Быка»), а также ряда приключенческих романов, насыщенных философской, этической, эстетической серьезнейшей проблематикой, в немалой степени перекликающейся с учением Рерихов, а в чем-то и предвосхищающей его, если учесть, что ко многим выводам Ефремов приходил самостоятельно, не имея возможности познакомиться с опубликованными на Востоке трудами русских религиозных мыслителей).
Обо всем этом, а также о личной жизни писателя и ученого, о великой его творческой и человеческой любви к Женщине и великой любви женщины к нему, о той, кто была Таис Афинской и о той, кто стала Таис Ефремовой, очень подробно, можно сказать, дотошно, с цитированием романов и его до сих пор неопубликованной переписки, с цитированием томов Живой Этики и соответствующих параллелей из ефремовских романов «Туманность Андромеды», «Час быка» и «Таис Афинская», повествует эта книга – самый настоящий памятник гениальному писателю и ученому, чья личность, смело утверждаю это, адекватна личностям титанов Возрождения, и его прекрасной спутнице, Таисии Иосифовне Ефремовой, замечательному человеку, чья жизнь продолжается служением памяти мужа, его литературному и научному наследию. В частности, и этой книгой, в создании которой, можно думать, она принимала самое живое участие.
Не имея никаких серьезных читательских претензий к авторам и издателям капитальной биографии Ивана Антоновича Ефремова, будучи давним и верным почитателем его творчества, выраставшим на нелегко, а порой и с боем достававшихся в 70-е годы даже для торопливого знакомства книгах, ныне, слава Богу, опубликованных без купюр и доступных в любое время – как в магазинах, так и в библиотеках, в бумажных и электронных версиях, хочу, завершая свой отклик, сердечно поблагодарить всех, кто причастен к этому огромному и полезному для российской культуре труду. И всемерно рекомендовать его людям, не боящимся радостного труда чтения.
Постскриптум 10 лет спустя. Совсем недавно издательство «Престиж Бук», выпускающее иллюстрированное полное собрание сочинений И.А. Ефремова, подарило читателю еще одну, ранее неизвестную его книгу. Запретную книгу глубокой эротики, в которой гениальный писатель
и, конечно, столь же гениальный эротоман, рассказывает о своих житейских страстях. Книга так и называется «Мои женщины», ей предшествует исчерпывающий рассказ издателей о находке этого текста в ефремовском архиве, сопутствуют альбомы обнаженной натуры от двух иллюстраторов, серийный переплет «Библиотеки приключений и научной фантастики» (а в самом деле – чем не приключения, а в чьих-то глазах –
и фантастика?).
Не буду здесь ничего говорить об этике. Потому что эстетика этих чудесных новелл на время чтения напрочь отменяет этику, а все вопросы и возражения снимает ефремовская поэзия секса. Тот, кто прочтет книгу, думаю, со мной согласится: это именно поэзия физической любви, которая всегда была одной из важнейших тем творчества Ивана Ефремова: и в утопии, и в антиутопии, и в приключенческой, и в исторической прозе.
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.