Чаще всего последние годы Остоженка упоминается в контексте стоимости жилья. Квартиры на этой улице стабильно одни из самых дорогих и в Москве, и в мире. Цена квадратного метра здесь выше, чем на Пятой авеню.
Но для сердца простого москвича улица с ласковым названием Остоженка в первую очередь ассоциируется со старой Москвой. Архитектурный ансамбль здесь, несмотря на современные вкрапления, один из самых целостных в столице. На Остоженке очень чувствуется особая уютная московская атмосфера.
История названия
Почему, собственно, Остоженка? Потому что когда-то на её месте находились заливные луга (трудно сейчас представить), покосы на которых приносили много сена. Соответственно, сено складывали в стога, а место это стали звать Стоженка. Немного позднее оно стало Остоженкой.
Интересные дома Остоженки
Сегодня на этой улице что ни здание - история. Остоженка начинается со знаменитого «дома под рюмкой».
Такое название он получил от венчающей крышу башенки в форме перевернутой рюмки. По легенде эта конструкция возведена в знак борьбы с алкоголизмом заказчика этого дома - купца Филатова. Говорят, он победил «зелёного змия» и в честь этого заказал такую вот перевернутую рюмку на крыше.
А вот этот красавец (в реальности красавец, на фото у меня что-то он взгрустнул) на всех этапах своего существования (аж с конца 19 века) был жилым. Сюда в гости ходил Булгаков, здесь жили создатель Шаболовской башни Владимир Шухов и лучший доктор Ватсон всех времен и народов - Виталий Соломин.
А вот этот дом, пожалуй, самый колоритный на Остоженке («рюмка», прости). Дом Анны Кекушевой - жены архитектора Кекушева, автора этого московского замка. Он выделяется особым стилем, а любители «Мастера и Маргариты» по некоторым косвенным признакам определили в нём тот самый дом, где жила Маргарита Николаевна. Впрочем, есть и другие дома-подозреваемые, где она могла бы жить.
Рядом - еще один дом Кекушева. Если первый - личный, то этот - только его авторства. Скромный и чудесный в своей простоте доходный дом.
А это дом суконного магната Лыжина. К его оформлению тоже приложил руку Лев Кекушев. Возможно, просто ради того, чтобы видеть в собственных окнах (он стоит напротив) красивое здание, а не непойми какое.
А это здание на Остоженке - новодел. Центр оперного пения Галины Вишневской построен в разгар Лужсковской эпохи. Но смотрится, как на мой невзыскательный взгляд, вполне органично. Всё же не кракозябра в стиле хай-тек.
И памятник Галине Павловне рядом с домом на фото поближе.
Ну и еще один литературный дом (если учитывать причастность к литературе кекушевского «особняка Маргариты»).
«В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня...». Так начинается тургеневская «Муму».
А вот этот дом.
Дому больше 200 лет, он построен в 1819 году и здесь жила мать писателя Варвара Петровна. Вроде как даже образ той самой барыни списан с нее. А собачка Муму жила на самом деле. А прототипа Герасима звали Андрей.
Вот и Муму. Она сидит во дворе этого самого дома. Так и хочется сказать - немым укором.
Тут же поблизости и Иван Сергеевич.
Кстати, граффити с историей. В 2017 году его сначала закрасили в соответствии с законом о градоустройстве (вам разрешали рисовать? нет? вот и нефиг), чем подняли бурю негодования со стороны неравнодушных горожан. А потом тут же и нарисовали обратно, вроде как к 200-летию Ивана Сергеевича.
А вот эта красота в императорской Москве была детским приютом. Это торец здания. Его длинный фасад, такой же красивый, выходит в переулок.
Вот и вся Остоженка. Хороша же?) Заканчивается она у Крымского моста.
Знаете ли вы, что когда-то Москва-река в районе Крымского моста была настолько мелкой, что её мог перейти вброд даже ребенок? Этот интересный факт я подслушала у экскурсовода, который в тот момент и в том месте вёл группу.
Всё)