Найти тему

Выпуск 25. «Снегирь»: человек не на своём месте

Я преданная поклонница творчества режиссёра Бориса Хлебникова. С нетерпением жду выхода на экран каждой его новой картины. И вот, наконец-то, увидела «Снегирь». Хочется хвалить фильм, хочется думать и рассуждать о жизни. Постараюсь здесь сделать это всё, не впадая в занудные длинноты.

Два молодых парня, Максим и Никита, после первого курса мореходки попадают на практику на старое рыболовецкое судно с трогательным, каким-то детским названием «Снегирь». Но условия здесь далеко не детские. Это суровый мужской мир тяжёлой однообразной работы, спартанских бытовых условий и плохой погоды. Это жизнь в море, в союзе и противоборстве с ним.

Фильм, несомненно, нужно смотреть на большом экране, чтобы сильнее почувствовать мощь разбушевавшейся во время шторма стихии. Когда сидишь в зрительном зале, ты просто погружаешься в атмосферу невероятной бури. Кажется, будто это на тебя льётся вода снизу, сверху и со всех сторон, будто это тебя вот-вот смоет с палубы волна, которая идёт стеной, и как будто бы это тебе надо во время шторма сложить и заново закрепить развалившийся груз. Да, фильм «Снегирь» погружает зрителя в происходящее на экране с головой. Эффект присутствия здесь реализован более чем на 100 процентов. Оператор Алишер Хамиходжаев поработал как бог.

-2

И всё же у Хлебникова всегда, в любом фильме главное не обстоятельства, а люди, попавшие в эти обстоятельства. Максим (О. Савостюк), как и Никита, никогда раньше не был в море, но он мечтает стать капитаном. А вот Никита попал на корабль совершенно случайно. Более неприспособленного человека к рыболовецкой морской жизни, чем Никита, трудно себе представить. Для него оказаться на некомфортабельном судне всё равно что для тепличного растения оказаться вдруг неожиданно в открытом грунте без всякой защитной плёнки. Возникает вопрос: как такой человек мог попасть на «Снегирь»? И вот здесь необходимо сказать об адресности и главной теме новой работы Хлебникова. На мой взгляд, картина «Снегирь» адресована, прежде всего, молодёжи, а её главный смысловой посыл говорит о недопустимости легкомысленного, пофигистского отношения к жизни.

Никита не поступил в тот вуз, в котором хотел и должен был учиться. В дальнейшем он неправильно расставил приоритеты, поставив во главу угла решение сиюминутных проблем, а не важнейший жизненный выбор. Парень боится расстроить маму и, особо не задумываясь, усугубляет собственную ситуацию. Между тем, мама может понять и простить сына, а вот жизнь далеко не всегда прощает ошибки и даёт второй шанс для их исправления. Никита, несмотря на выпавшие на его долю трудности, гордится тем, что хочет быть, в первую очередь, собой. Он педалирует эту мысль в разговоре с Геннадием (А. Робак). Звучит, конечно, красиво. Но дело в том, что для некоторой части нашей молодёжи этот посыл означает, прежде всего, тезис «Пусть весь мир принимает меня таким, какой я есть, и точка». Вот ситуация с пресной водой. Что значит, не могу по-другому мыться в душе? Здесь не дом и не детский сад. В коллективе к ситуации просто необходимо было приспособиться. Чувствуется, что мама, воспитывая любимого сына, никогда не применяла устаревшую, по её мнению, фразу «Есть такое слово – “надо”».

-3

Получается, я во всём обвиняю Никиту и совсем не жалею его. Да жалко мне его очень. Я, признаться, весь фильм думала, вдруг ситуация изменится каким-то волшебным образом, но этого естественно не произошло. А ещё больше мне жаль маму Никиты. Она теперь наконец-то всё узнает, получит удар, по сравнению с которым морской шторм покажется бурей в стакане воды. Ну, и конечно, я не считаю, что один Никита во всём виноват.

Антиподом Никиты в фильме выглядит Юрец (Т. Трибунцев). Юрец – подавляющий, а Никита, говоря современным языком, жертва буллинга. Но на самом деле, если вдуматься, эти два героя похожи. Юрец ведь тоже не собирается ничего в себе менять, хотя и не говорит об этом. Он не перестаёт быть разгильдяем и пофигистом, при этом постоянно старается выдвинуть себя на первый план, демонстрируя собственную незаменимость. Тимофей Трибунцев с присущим ему талантом сумел показать своего героя очень живым и узнаваемым. Изменится ли Юрец после случившегося? Думаю, вряд ли. Ну, выпьет он свою адскую смесь, намешанную в бутылке, расслабится и найдёт для себя убедительные оправдания. Хотя, может быть, я не права и будет по-другому.

-4

Одна зрительница написала в своём отзыве, что в фильме «Снегирь» нет положительных героев. Вот с этим утверждением я не согласна. Положительный герой здесь Геннадий. Меня он восхитил с первых секунд. Нравилось всё, что он делал, и сразу хотелось соглашаться с каждым словом, которое он говорил. Александр Робак невероятно крут в этом кино, он прекрасен.

-5

Если бы фильм «Снегирь» снимали в советское время, показали бы историю о том, как молодые люди, придя неподготовленными на корабль, пройдя через трудности, после практики изменились. Нам показали бы, как салаги, закалившись в дружном мужском коллективе, полюбили море и превратились в настоящих моряков. В советском кино важно было дать зрителю положительный пример. Поэтому в фильмах редко присутствовали особо жёсткие правдивые моменты. Современный фильм предельно правдив. Здесь воздействие на зрителя идёт через отрицательное. Нас побуждают думать, почему всё случилось именно так, а не по-другому. Урок зрителю преподан. И лично у меня не создалось впечатления, что фильм «Снегирь» чернушный. Наоборот, глядя, как в финале Максим идёт по территории порта, я думала о том, что этот парень сможет стать настоящим капитаном. Из него получится хороший капитан.

-6

Я не сомневалась в Хлебникове и заранее знала, что «Снегирь» – сильный фильм. Но кино превзошло все мои ожидания. Вы ещё не видели?