У Эльдара Александровича "Гусарская баллада" был не только одним из первых фильмов, но и положил начало стихотворчеству Рязанова. Пьеса "Давным-давно" успешно шла в Театре Советской Армии, но для того, чтоб экранировать ее, Рязанову пришлось переписать сценарий, сократить некоторые фрагменты и добавить новые. Причём, сделать он должен быть в стихотворной форме.
Хотя в титрах стоит, что автор пьесы - Александр Гладков, у многих, в том числе у Рязанова, закрались сомнения в его авторстве. На все просьбы Рязанова доработать пьесу, Гладков неизменно скрывался, не отвечал на звонки и записки. Но у любого фильма есть срок, когда он должен выйти на экран. и вот пришлось самому Эльдару Александровичу трудиться за двоих.
То, что я читала о съемках этого фильма, натолкнула меня на мысль, что Рязанову очень много пришлось объяснять и уговаривать. Сначала автора, потом руководство "Мосфильма", которое вдруг решило, что Ильинский не годится на роль Кутузова. Как это, комик может играть фельдмаршала?! Потом министра культуры. Такой безобидный фильм и такие препоны пришлось преодолеть Рязанову.
Ладно, руководство он убедил. Следующая ступень - Ильинский. Он сам отказался играть эту роль. И опять уговоры Игоря Владимировича.
Э.А.Рязанов никак не мог найти героиню. На роль Шурочки пробовалась Людмила Гурченко.
Но Гурченко не была готова к этой роли, к тому же, она забывала текст в стихотворной форме.
Следующая кандидатура - Светлана Немоляева. Её "сгубила" женственность и высокий голос:) По словам самого Эльдара Александровича, гусары были бы полными кретинами, не замечая, что перед ними женщина.
Алиса Фрейндлих, перед которой Рязанову тоже пришлось извиниться:
«Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
До того, как Рязанов нашёл Ларису Голубкину, на роль Шурочки ещё пробовались Валентина Малявина и Татьяна Никулина.
От Ларисы он был в восторге!
"У нее была абсолютно мальчиковая фигура! - вспоминал режиссер. - У нее не было ни здесь ничего, ни здесь ничего. Но самое главное - она была очень смела, отважна, очень многие трюки делала сама! Она родилась для того, чтобы сыграть в этой картине, я в этом абсолютно убежден!"
На роль поручика Ржевского пробовались Тихонов, Юрский и Лазарев, но победил Юрий Васильевич, которого поначалу боялась неопытная начинающая актриса:
"...целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы».- вспоминает Л.И.Голубкина. "Фильму «Гусарская баллада» - 50!". - АиФ, 19.09.2012
И вот фильм был снят. Настала пора показать его Ивану Пырьеву, который пришёл в ужас. Больше его раздражал вид партизан: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?».
Потом был показ перед Екатериной Фурцевой и Э.А.Рязанов услышал, что он оклеветал великого полководца, а показывать его в юбилейные дни - сущее кощунство. Но ангелы-хранители проснулись и помогли Эльдару Александровичу. Фильм снимался в эпоху Н.С.Хрущёва, а А. И. Аджубей был зятем вождя и заодно главным редактором "Известий", и он пожелал увидеть "запретный плод". Аджубей посмотрел картину, ни слова ни говоря, но через два дня была комплиментарная заметка про фильм, а уже через несколько дней был триумф премьеры в лучшем кинозале!
Из участников тех событий нет никого ни по ту сторону, ни по эту. Осталась только Лариса Иванова Голубкина, которая прекрасно выглядит и так же замечательно поёт, и фильм "Гусарская баллада " с прекрасной музыкой Тихона Николаевича Хренникова. Это фильм уже пережил всех, и, дай Бог, дальше будет жить!
===================================
Ещё тесты по творчеству Э.А.Рязанова
===================================================