Роман Александра Дюма «Три мушкетера» пользуется неизменным успехом среди кинематографистов самых разных стран. 2023 год ознаменовался появлением двух новых экранизаций знаменитого романа, снятых французскими и английскими кинематографистами. Правда, французы решили разделить свой фильм на две части, снабдив их подзаголовками «Д’Артаньян» и «Миледи». В настоящий момент на экран вышла только первая часть (Вторая обещана нам в декабре).
Вопреки моим весьма пессимистическим ожиданиям, французская экранизация оказалась неплохой, чего нельзя сказать об английской… В погоне за современными голливудскими стандартами, британский режиссер Билл Томас пригласил на роль Д’Артаньяна 23-летнего чернокожего актера Малакая Пуллар-Лачмана. Единственный плюс здесь – молодость исполнителя, близкого по возрасту к своему персонажу. Однако принять его за гасконца довольно-таки сложно. К слову, блондин Майкл Йорк в почти классических английских «Трех мушкетерах» Ричарда Лестера на гасконца тоже не походил, но то был талантливый и обаятельный актер, к тому времени уже успевший сняться в двух шекспировских экранизациях Франко Дзеффирелли и исполнить главную мужскую роль в прославленном «Кабаре» Боба Фосса.
Во французской ленте Мартена Бурбулона Д’Артаньяна, к счастью, сыграл этнический француз Франсуа Сивиль. Правда, 33-летний актер выглядит заметно старше своего героя. Видимо, поэтому создатели картины решили увеличить возраст трех мущкетеров, от чего особенно пострадал Атос, сыгранный Венсаном Касселем. Нет, Атос Касселя, на самом деле, благороден и аристократичен, но актер лучше бы подошел на эту роль в экранизациях двух последующих частей трилогии о мушкетерах.
Интересно, что в обеих экранизациях заметные изменения претерпела история взаимоотношений графа де Ла Фер (Атоса) и его бывшей супруги (Миледи). Во французской версии Атос явно гораздо больше виноват перед женой, чем она перед ним, и ее ненависть к бывшему мужу выглядит вполне оправданной. В английском фильме историю этого брака оставили за кадром, ни о каком клейме в виде лилии здесь не идет даже речи, а Атос (Бен Фриман) и Миледи общаются как бывшие супруги, но при этом создается впечатление, что причиной развода послужили бытовые разногласия.
Об исполнительницах роли Миледи следует сказать особо. Оба режиссера почему-то посчитали, что на роль голубоглазой блондинки лет 26-ти (максимум) лучше всего подойдет 40-летняя брюнетка. При этом Билл Томас пошел здесь дальше своего французского коллеги, сняв в роли Миледи индианку Прию Калидас, к тому же, отнюдь не отличающуюся красотой звезд классического Болливуда. Во французских «Трех мушкетерах» коварную злодейку сыграла знаменитая Ева Грин, которая выглядит значительно моложе своих лет, но на Миледи из романа Дюма, признаться, мало похожа. Вообще здесь эталоном для меня по-прежнему остается Милен Демонжо из классической французской экранизации 1961 года (режиссер – Бернар Бордери).
Картина Бурбулона очень сильно выигрывает у фильма его английского коллеги, благодаря многочисленным съемкам в интерьерах Лувра и на его фоне (Правда, нельзя не признать, что у французов здесь больше возможностей). Вообще сюжет новых французских «Трех мушкетеров» крутится преимущественно вокруг королевского двора, жизнь простых мушкетеров уходит на второй план. Даже поездка в Лондон за подвесками королевы воспринимается как мимолетный эпизод. Интересно, что вместо подвесок здесь фигурирует колье с подвесками. Ранее подобную замену я встречала лишь в гениальной пародии Андре Юннебеля «Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала» (по сути – две части одной картины), но там это было оправдано последующим режиссерским ходом. Сцена, в которой предприимчивый Планше, сыгранный невероятно обаятельным Жераром Ринальди, в последний момент сбрасывает с балкона колье, которое «приземляется» на шею отчаявшейся королевы, получилась поистине незабываемой.
При просмотре английского фильма создается впечатление, что Биллу Томасу выделили очень маленький бюджет, поэтому большую часть экранного времени Д’Артаньян и три мушкетера гоняются по лесам за ненавистным Рошфором и его окружением. До истории с подвесками дело так и не доходит, а потому среди действующих лиц нет ни Констанции Бонасье, ни королевы Анны Австрийской, ни герцога Бэкингема.
В общем, англичане, известные своим мастерством экранизации собственной литературной классики, на сей раз, полностью проиграли французам.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал
Все фотографии взяты из открытых источников