Это вам не лезгинку танцевать!
(ОЧЕРЕДНОЙ ЭПИЗОД)
В Советской Армии, в которой прошла почти вся моя служба, служило больше представителей разных национальностей, чем в Российской. Причины известны. Случилось так, что в зенитно-ракетной технической базе, где было очень много автомобильной техники, в подразделении по ремонту этой техники собралось большое количество ребят грузинской национальности. Не помню точно, кажется из 15 человек по штату 10 или 11 были грузины. Замечательные ребята. Не знаю, как они ремонтировали автотехнику, а запомнились вот чем. Приближался смотр художественной самодеятельности. Нужен был номер, что называется, изюминка. Пригласил этих солдат начальник клуба, побеседовал с ними. Решили, что грузины подготовят танцевальный номер. Какой? Да лезгинку же, какой ещё? Танцевать будут в народных костюмах, которые будут взяты в Москве напрокат. Репетировали долго, готовились с огоньком, посвящая этому всё свободное время. На смотре комиссия соединения отобрала этот номер для сводного концерта в Армии. И там их встретили с восторгом. Командарм, присутствовавший на этом концерте, был в полном восхищении от их выступления. На самом деле танцевали здорово! Все ребята стройные, в чёрных национальных костюмах, а один, главный солист - в белом. Каждый из танцевальной группы прошёлся по сцене со своими оригинальными па. А когда тот, что в белом, как профессиональный танцор, пошёл на носочках, на середине остановился, выделывая такое, что, сидевший в ложе, командарм даже встал, неистово хлопая в такт музыке. Солист, войдя в раж, сорвал с головы папаху и шмякнул её об пол сцены, издав гортанный клич! Командарм, говорят при этом чуть из своей ложи не вывалился! Врут, наверное...
Концерты прошли, а служба продолжалась. Вот уже наши танцоры стали старослужащими, через несколько месяцев их поджидал неизбежный дембель. Тут командиром подразделения назначили нового человека. Прибыл откуда-то старший лейтенант, молодой, перспективный. Придёт, бывало, новый командир в беседку у казармы, подсядет, разговаривает. Бойцы говорят по-русски, все друг друга понимают. Но если старлей подсядет к ним и чем-нибудь займётся, например, книгу читает (большой любитель чтения книг был) или конспект предстоящего занятия прямо здесь, как говорят, на коленке пишет, то в таком случае грузины говорили между собой на родном языке.
- Слушай, дорогой, -говорит один грузин другому по-грузински,-наш командир какой-то странный. Всё читает или пишет. Умный, наверное?
- Кто умный? Он умный? Глупый он совсем! Я уже три раза в самоволку ходил, а он и не догадывается,- отвечает на вопрос своего товарища.
Так продолжалось всё время. В его присутствии бойцы перемывали косточки и ему, и другим офицерам, обсуждали вкусовые качества вина, привезённого кому-то из них родственником из далёкой Грузии, кто-то рассказывал о своих походах в самоволку. Со временем бойцы стали замечать: соберётся солдат в самоволку, обсудит с друзьями детали, кто и как прикроет, если что... Бац, старлей пришёл в казарму и допоздна сидит в канцелярии, не уходит. Сидит и всё пишет, изредка выходит в спальное помещение и проверяет, все ли на месте. Захочет кто-то от наряда откосить, причины навыдумывает, но старлей обязательно проверит и в наряд симулянта поставит. Много чего происходило и всё становилось известно командиру подразделения. Подошёл дембель. Когда стали провожать первых двоих, собрались в беседке. Жмут руки, напутствия разные дают. Вдруг старлей, пожимая руку первому из двоих дембелей заговорил на чистейшем грузинском языке, пожелал ему удачи и поблагодарил за службу. То же самое проделал и с другим солдатом. Все от неожиданности оцепенели. Первым очухался командир отделения:
- Товарищ старший лейтенант, вы что, грузин?-спрашивает по-русски.
- Нет, я русский,- звучит в ответ на грузинском.
Сержант поинтересовался, откуда он так чисто выучился говорить-то на языке грузинском, да ещё с каким-то там особым наречием? Оказалось, родился их командир в Тбилиси, жил с родителями и в других городах республики и даже в отдалённых её районах. Возрадовались тут солдаты, посетовали на то, что раньше этого не знали, зауважали прямо на глазах. Один из них и говорит уже по-грузински:
- А мы, глупые, всё при Вас рассказывали. Даже не догадывались, что Вы наш язык знаете!
- Что же вы про своего командира ничего не знаете? Я про вас знаю всё, а вы - ничего! Служить в армии - это вам не только лезгинку танцевать! Не ты ли, Вано, говорил, что я глупый совсем! Ошибался, выходит. Так-то, вот...
Продолжение будет. Дочитавшим - спасибо. От лайка отказываться не буду, если поставите.