Всем привет! Сейчас в медиасфере определённое затишье, все готовятся к новому ТВ-сезону, поэтому сегодня поговорим о феномене музыкальных шоу, поразмышляем о том, нужны ли России новые форматы подобных шоу, почему так быстро из медиапространства "пропадают" многие талантливые участники различных проектов, а также о том, почему последние годы стабильно снижаются рейтинги шоу "Голос". А в следующей части статьи, которая выйдет на следующей неделе, попробуем поразмышлять о том, как мог бы выглядеть новый, альтернативный вариант современного и рейтингового музыкального ТВ-проекта.
Последние годы в отечественном медиапространстве наблюдается абсолютный количественный рекорд по наличию в эфирах телевизионных каналов различных вокальных шоу и конкурсов. Подобного мы ещё никогда не встречали прежде: ранее обычно можно было наблюдать не более двух масштабных музыкальных проектов в год, а в определённый отрезок времени, где-то с 2008 до 2011 гг., когда уже завершились все возможные сезоны главных телевизионных конкурсов того времени- "Фабрики звезд" и "Народного артиста", и вовсе никаких вокальных конкурсов на российском ТВ не было.
В 2012 году на российском телевидении появился абсолютно новый музыкальный проект, созданный в Нидерландах и набиравший на тот момент стремительную популярность и в других странах,- "Голос". Тогда подобный формат был абсолютно новым для отечественного зрителя и сразу вызвал огромный интерес. Формат был абсолютно новый, но в плане концепции шоу в определённой степени напоминало предыдущие выходившие в нашей стране вокальные шоу- "Фабрику звезд" и "Народный артист" и заключалось в поиске новых талантливых исполнителей, которые могли бы в дальнейшем стать новыми "звездами" нашей эстрады.
Первые несколько сезонов шоу действительно имело сильный успех, а в первые сезоны рейтинговая доля среди зрительской аудитории превышала даже 25%. Обилие ранее неизвестных исполнителей с прекрасными вокальными данными, новый формат, не успевшие надоесть наставники проекта- все это было одной из ключевых составляющих успеха этого масштабного проекта. Ещё одной немаловажной составляющей успеха был и определённый "монополизм", который заключался в том, что в тот период альтернативных вокальных шоу в стране просто-напросто не было. Такие проекты, как "Фактор А" и "Главная сцена" выходили в эфир не очень продолжительное время и очень значительно уступали в рейтингах шоу "Голос". С 2015 до 2019 гг. "Голос" и вовсе был абсолютным монополистом среди подобных телевизионных вокальных конкурсов. Определённый пик появления новых вокальных шоу произошёл только после 2018 года, когда появились такие шоу, как "Ну-ка, все вместе!", ставшее главным конкурентом "Голоса", а также шоу "Маска", философия которого, естественно, отличается как от шоу "Голос", так и шоу "Ну-ка, все вместе!", но которое явно очень сильно привлекло внимание многих зрителей своим абсолютно новым, интересным и необычным форматом и явно показалось многим зрителям гораздо интереснее уже успевшего немного надоесть формата шоу "Голос".
Если сопоставить телевизионные рейтинги, то на протяжении последних лет именно шоу "Ну-ка все вместе!" стало самым главным телевизионным вокальным конкурсом страны (шоу "Маска", вследствие особой специфики концепции проекта, все-таки вынесем за скобки). Для сравнения, по данным исследовательской компании "Mediascope", если в 2016 году зрительская доля шоу "Голос" на финальном выпуске составляла 18,8%, в 2017 году- 17,9%, в 2018 году- уже 16,1%, в 2019 году- 15%, в 2020 году- 15,8%, в 2021- 13,2%, в 2023- 12,7%. За 10 лет снижение внимания зрительской аудитории к проекту не вызывает сомнений.
Что касается шоу "Ну-ка все вместе!", то здесь до 2023 года наблюдалась исключительно положительная динамика: в 2019 году на финальном выпуске зрительская доля составляла 14,9%, в 2020 году- 16,3%, в 2021 году- 16,1%, в 2022 году- 21,1%. Заметное снижение наблюдалось исключительно в 2023 году, когда зрительская доля на финальном выпуске снизилась до 18,4%. Данный показатель явно выше рейтингов каждого из последних шести сезонов шоу "Голос", что также, во многом, обусловлено как новизной, так и динамичностью формата. В ближайшие два года, скорее всего, мы получим ответ на вопрос наблюдается ли стагнация, либо снижение интереса зрительской аудитории к данному шоу.
В чем минус вышеназванных музыкальных проектов и почему большинство участников так и остаются всего лишь участниками шоу (на примере шоу "Голос")
Мне как автору песен всегда очень интересно наблюдать за подобными шоу, однако, не могу отдельно не сказать об основных проблемах, которые сопровождают подобные проекты, в частности, шоу "Голос".
Итак, начну с первой проблемы, которая, кстати, косвенно влияет и на снижение зрительского интереса к шоу "Голос". Очень часто в социальных сетях многие зрители справедливо задаются вопросом- а где сейчас и чем занимается тот или иной участник шоу "Голос". И, к сожалению, этот вопрос приходится встречать очень часто. Сама по себе это не очень хорошая ситуация, когда 90% из классно поющих участников шоу "Голос" после проекта просто исчезают из медиапространства. Так не должно быть.
Конечно, ответ на обозначенный выше вопрос всегда можно легко свести к тому, что "деньги решают всё", "настоящих талантов не пускают продюсеры других артистов" и тому подобное. Но если бы всё было так просто... Наверное, разочарую многих занудных педагогов и сторонников подобных "теорий заговора", но деньги решают в шоу-бизнесе далеко не всё. Много, но не всё.
Просто давайте будем откровенны-, есть так называемые педагоги, которые хотят, чтобы вокалисты приносили деньги исключительно им, а не продюсерам или, например, авторам песен. И внушают своим ученикам, которые уже давно поют лучше них, что им ещё столько всему предстоит научиться, что пока рано работать над формированием своего собственного уникального репертуара, ведь песен итак много, зачем сочинять новые... И даже после участия в таком масштабном проекте, как "Голос" стараются всячески удержать своих учеников и отговаривают от активных вложений (прежде всего, финансовых) в сольную карьеру (работа с продюсерскими центрами и композиторами, формирование своего репертуара). Моя точка зрения такова- предела совершенства, как известно, нет, а упустить момент в развитии сольной карьеры очень легко. Вот здесь мы и подходим к главному.
К сожалению, можно видеть такую картину, что многие участники "Голоса" после проекта даже не делают самого элементарного- не ведут активно свои страницы в социальных сетях, не работают над развитием своих каналов в ютубе. Это ведь тоже серьёзная работа, от которой действительно много зависит. Главным образом, такая работа способствует тому, чтобы тебя не забыли зрители после твоего участия в шоу и чтобы ты расширил свою аудиторию из числа тех людей, кто о тебе узнал только в период проекта и кто начал следить за твоим творчеством только тогда. Важны и другие социальные сети. Но здесь, к сожалению, большинство бывших участников "Голоса" абсолютно не считает нужным серьёзно уделять этому внимание, в результате чего зритель о них очень быстро забывает.
Здесь мы подходим и ко второму важному аспекту, который связан уже с самим форматом шоу. На мой взгляд, серьёзный минус состоит в том, что в каждом сезоне принимает участие слишком большое количество конкурсантов. В каждой команде по итогам слепых прослушиваний оказывается по 12 человек, а общее число участников достигает и вовсе 48 человек. Будем объективны- запомнить участников зрителю становится все сложнее, особенно, когда прошло уже 11 сезонов шоу. Если в первых сезонах участники ещё так не растворялись в памяти зрителей, то постепенно с каждым годом число людей, принимавших участие в "Голосе", только увеличивалось, запомниться аудитории конкурсантом становилось все сложнее. Только вдумайтесь, за 11 сезонов, не считая слепых прослушиваний, в проекте "Голос" приняло участие 528 человек (!!!). Вот почему активность в социальных сетях здесь играет такую значимую роль. Мы живём в эпохе информационного общества, когда уже не всё решается исключительно посредством связей и финансовых ресурсов. Интернет и социальные сети являются теми важными площадками, где каждый начинающий талантливый вокалист может абсолютно свободно заявить о себе. А если он участвовал в таком масштабном проекте, как "Голос", то шансы успешно сформировать свою аудиторию у него многократно возрастают. Но для этого требуется именно системная работа в данном направлении, которой многим и не хватает.
Очень сильно меня удивляет, когда подобной работой пренебрегают молодые артисты. Вообще, как в "Голосе", так и в проекте "Ну-ка, все вместе!" принимают участие три категории участников: 1) талантливые исполнители с хорошей школой и профессиональным образованием, которые уже имеют исполнительский опыт, выступают на различных площадках, но которых широкая аудитория по тем или иным причинам не знает; 2) начинающие вокалисты, являющиеся студентами профессиональных высших учебных заведений и планирующие в будущем стать профессиональными вокалистами; 3) талантливые самородки, не имеющие никакого музыкального образования (таких меньшинство). В связи с этим, очень удивительно, когда свои аккаунты в социальных сетях не считают нужным активно вести молодые исполнители, которые после получения высшего образования будут официально считаться профессиональными вокалистами.
Но в этом и состоит главное заблуждение. Ключевое слово в предыдущем предложении- "официально". Но, фактически, профессиональными артистами они являются уже сейчас и заявлять о себе как о профессиональных вокалистах также нужно уже сейчас. В противном случае, проект пройдёт, но время для формирования своей аудитории будет потеряно и формировать себя как самостоятельную творческую единицу нужно будет опять с нуля, несмотря на наличие диплома о высшем образовании по классу эстрадно-джазового вокала.
Здесь уже много зависит, конечно, от самого человека. В определённые периоды негативную роль играет именно давление педагогов, особенно тех, с которыми вокалист занимается индивидуально и которые преследуют свои цели, ничего общего с развитием карьеры отдельно взятого вокалиста не имеющие. Именно такое давление и является причиной того, что многие молодые вокалисты с очень классным потенциалом для карьеры на большой сцене закрепощаются психологически, верят всему, что говорит их персональный вокальный "наставник", абсолютно не уделяя внимание развитию других аспектов, без которых не бывает больших артистов- формирование своего уникального образа (в том числе, и в медиапространстве), развитию артистических качеств, умение свободно контактировать с аудиторией, чувствовать свою аудиторию не только в зрительском зале во время выступления, но и также в медиапространстве и социальных сетях. К сожалению, многие талантливые участники проекта "Голос" этот момент в свое время упустили и теперь им формировать свою аудиторию становится с каждым годом все сложнее и сложнее, ведь на эстраду все время приходят новые исполнители, которые пусть и не так сильно вокально подготовлены, но которые для развития себя как большого артиста уже успели сделать гораздо больше.
Третий важный аспект, который также не способствовал развитию карьерного пути участников шоу, заключается в том, что за все сезоны среди наставников, фактически, не было ни одного продюсера, который мог бы помочь в продвижении карьеры лучшим участникам своей команды. В этом аспекте "Фабрика звезд" в свое время дала участникам гораздо больше и в плане продвижения многие действительно получили от проекта больше. Кроме того, несмотря на приглашение в состав наставников различных композиторов, мы почему-то не увидели песни, которые они сочинили для участников своих команд. Опять же, на той же "Фабрике звезд" песни для участников сочинялись даже по ходу проекта.
Я считаю, что если мы хотим видеть какой-то эффект от проведения таких масштабных проектов, как "Голос", на который выделяются огромные финансовые ресурсы, то должен быть качественно иной подход. Если мы хотим, чтобы подобные проекты открывали новые имена для российской эстрады, то просто необходимо по контракту обязывать композиторов, которые являются наставниками таких шоу, сочинять песни для лучших участников сезона, а затем ТВ-каналу, где проходил этот проект, заниматься продвижением творчества этих участников, в том числе, посредством съёмки клипов на песни. В противном случае, мы и дальше на нашей эстраде будем видеть одни и те же лица, а многие талантливые ребята после завершения конкурса будут и дальше в большом количестве уходить в "творческое небытие".
Какие можно предложить альтернативы подобным проектам? Об этом поговорим во второй части статьи, которая выйдет через неделю.
Всем большое спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и, конечно, высказывайте свое мнение о развитии российских телевизионных вокальных проектов!
Моя новая песня "Реквием разлуке" уже на моем официальном канале в ютуб: