«Берсерк» - это поле битвы двух титанов, чьё сражение по итогу приобретает богоборческий мотив (Гриффит как Бог нового мира, христианская символика в Фальконии, Мировое древо и т.д.). С одной стороны, сверхсущество, возвышающееся над миром, готовое идти по головам ради своей цели, с другой стороны - человек с неиссякаемой жаждой к жизни.
Образ сокола в различных культурах
Давайте начнём наш анализ с неоднозначного образа Гриффита. Во многих культурах символ сокола представляет из себя символ власти, победы, силы. В Древнем Египте Ра олицетворяет божественную Всемирную душу в ее проявленном аспекте - как вечно горящий свет (проводим параллель с Ястребом Света, который и привнёс в мир свет). Японская старинная легенда гласит, в битве Тэнно с Нагасунэ первый был разбит, но боги послали ему вестника в образе золотого сокола. Вражеские солдаты были ослеплены сиянием золотого сокола, развернувшего крылья над штандартами Дзимму Тэнно, и сражение закончилось его полной и окончательной победой.
Почему Гриффит не был изначально злым?
Нельзя утверждать, что Гриффит является обыкновенным злодеем. Он представляет из себя прописанного персонажа со своими мотивами, целями, проблемами, мечтами. Он имеет голос. В «Берсерке» мы можем наблюдать определённый полифонизм. Позиция автора стоит наравне с голосами героев. Такое многоголосие не сливается в один мотив, каждый герой имеет свою точку зрения, свой голос. Поэтому мы видим в Гриффите не простого злодея, а человека, потерявшего свою человечность, который готов на всё ради своей цели, даже превратиться в «идеального злодея».
В арке «Золотой век» Гриффит представляется как рыцарь в сияющих доспехах, который затем трансформируется в Спасителя сначала Мидланда, а затем и всего мира, превращаясь в Ястреба Света. Люди готовы следовать за ним, поскольку он, как и обыватели, представляется нам мечтателем. Только Гриффит готов реализовывать свои мечты, готов идти гулливерскими шагами для достижения цели, чего не хватает обычным людям. Поэтому они возлагают на него надежды. Он не просто безумный лидер, который посылает людей на самоубийственные миссии, он не предаёт их доверие и не принуждает к чему-либо. Гриффит рисковал своей жизнью, чтобы спасти Гатса, посылал отряд солдат, чтобы спасти пропавших Каску и Гатса. В его поступках мы видим, что зачастую он противоречит сам себе.
Эмоции и ум
Чтобы понять его, стоит поделить сознание героя на эмоциональный и рациональный аспект. Делая свои шаги к освоению королевства, он неоднократно разделял своё сознание на части, не давая чувству вины, стыда, любви, радости брать верх. Здесь начинается его гамартия – трагический изъян характера, роковая ошибка.
Возьмём сцену с Генноном, богатым тюдоским бароном, любивший молоденьких мальчиков. По внешним признакам мы видим, что Гриффит превращает лорда камешек на его пути, не заслуживающий никакой эмоциональной реакции. Но когда ему не удается буквально смыть отвращение, он прибегает к селфхарму, чтобы превратить боль во что-то, что он может понять и подавить, перенести эмоциональную боль на физический план. Это болезненно человеческий момент, но еще более тревожно видеть, как он преуспевает в этом подавлении. Каска гораздо больше шокирована тем, как быстро он восстанавливает контроль и снова ободряюще улыбается, чем тем, что она узнала, что он сделал. Он «коронованный мальчик», который боится показать свою истинную сторону.
Трагический недостаток Гриффита - не столько высокомерие, сколько недостаток самосознания. Он не знает своего сердца своих чувств, своих эмоций. Поскольку он никогда не рассматривал возможность того, что будет заботиться о ком-то другом больше, чем о своей мечте, это подавление его собственной человеческой природы приводит к роковой кончине. Каждый раз, используя Гатса и Соколов, он думает, что они для него лишь инструмент, которыми он постепенно прокладывает дорогу наверх. Однако каждый мастер рано или поздно находит собственный инструмент, который ему будет дороже всех остальных. И когда этот инструмент затупляется, ржавеет, то разрушается и часть мастера. Как только Гатс осознал, что ему с Гриффитом не по пути, что теперь его цель не просто выжить, а отточить своё мастерство, найти свою мечту, он тут же уходит из отряда. Сокол теряет свой поводок, его сердце впускает чувства, которые он давно держал взаперти, из-за чего случаются все последующие события, в т.ч. и Затмение.
Человеческое больше сверхъестественного
Гриффит, потеряв всё, готов был сразу же сдаться. Он жертвует своей мужественностью, своей жизнью человека. Гриффит не покоряется судьбе, вызванной его предыдущими решениями, и в своем выборе принять то, что предлагает ему Рука Бога, он сохраняет полную свободу действий. И чтобы стать Богом, ему необходимо разорвать все земные связи, разорвать человеческую связь с Соколом, а если быть точнее – с Гатсом. Он преодолевает свою человеченость, утверждая, что Гатс «единственный, кто заставил забыть мечту». Однако, превратившись в сверхъестественное существо, он всё ещё остался привязанным к миру людей, решив отомстить Гатсу, изнасиловав Каску. Пожертвовав всем, чтобы избавиться от своей человечности, Гриффит всё также остаётся привязан к миру, он не в состоянии освободиться от тех, о которых он когда-то заботился.
Отсюда мы делаем вывод, что Гриффит не просто злодей. Миура написал сложный, противоречивый образ, обладающий человеческим характером, который мы привыкли не замечать в себе. И, понимая всё выше сказанное, понимая, что Гриффит не всегда был злым, понимая его амбивалентный образ, способность видеть его человечность в невыразимых и непростительных преступлениях делает его идеальным злодеем.